Леилуй нишмат Лейб бен Наум и Соня бат Йисроэль.

 

Вопрос: Вначале этой главы, Тора упоминает законы обетов и клятв[1]. Отрывок в основном концентрируется на обетах девушек и замужних женщин, и кажется весьма запутанным и повторяющимся. Как объяснить здесь слова Торы?

 

Ответ: Тора во многих местах упоминает запрет ложных клятв и обетов[2]. В нашей главе законы клятв упомянуты более детально, чем в других местах, и несколько концепций связанных с обетами упомянуты только здесь. В том числе, в нашей главе упоминается, что клятвы девушек может аннулировать[3] их отец, а клятвы жены - ее муж. В случае мужа[4], это относится не ко всем клятвам, но только к обетам, которые усложняют отношения между супругами, или является мучительными для женщины. Вдобавок, Тора разрешает аннулирование обетов только в день[5], когда отец или муж их услышали.

 

В нашем отрывке, Тора упоминает четыре случая женщин. Согласно нашим мудрецам[6], в стихах 4-6 Тора описывает девушку в доме отца[7]. Начиная с седьмого стиха по девятый, Тора говорит об обрученной девушке. Наши мудрецы объясняют, что клятвы этой девушки снимают отец и муж вместе, в день[8], когда они услышали[9]. Десятый стих Торы говорит, что клятвы вдовы или разведенной женщины никто не может снимать и должны быть выполнены. Согласно нашим мудрецам, даже если вдова поклялась что сделает что-то через 30 дней, и вышла замуж до истечения этих тридцати дней, все равно муж не может снять эту клятву, т.к. в момент клятвы женщина была не замужем.

 

Наконец, начиная с одиннадцатого стиха, Тора говорит о клятве замужней женщины. Ее клятвы может аннулировать муж в день, когда он услышал, но если он аннулирует на следующий день, то грех за ломание клятвы будет на нем. Согласно Рамбану, речь идет о случае, когда жена не знала, что муж уже слышал об ее обете раньше, и когда он снял с нее обет, она думала, что это произошло в день, когда он в первый раз об этом услышал. Поэтому она стала нарушать этот обет, и теперь Всевышний взыщет с ее мужа, за этот грех[10].

 

Тора упоминает также, что Всевышний простит девушку, если ее отец снял ее клятву, или женщину, когда клятву аннулировал ее муж. Наши мудрецы объясняют, что слово "простит" подразумевает элемент греха[11]. Речь идет о случае, когда женщина не знала, что ее клятву аннулировали, но, тем не менее, она ее нарушала. Тора говорит, что Творец ее простит, т.к. клятва все-таки была аннулирована. Когда Рабби Акива[12] доходил до этого стиха, он плакал, говоря: "Если уж человеку, который хотел съесть кусок свинины, но получилось, что съел говядину, требуется прощение Творца, что же нужно сделать тому, кто хотел съесть свинину и съел свинину ... из-за этого всем следует плакать".

 

Да заслужим мы, чтобы мы всегда хотели делать то, что праведно в глазах Всевышнего, и чтобы у нас это всегда получалось.

 

 

Перейти к предыдущей статье



[1] О разнице между обетами и клятвами, см. наши предыдущие комментарии к главе Матот.

[2] См. Шемот 20:7, Вайикра 5:4, 18:12, Деварим 5:11, 6:13, 10:20. По мнению Рамбама (законы клятв 2:4), хотя нарушение клятвы, в которой не было упомянуто Имя Творца, запрещено Торой, за это не били плетьми, т.к. Тора говорит: "не берите Имя Всевышнего всуе"; "не клянитесь Моим Именем ложно", и т.д. Также за случайное нарушение такой клятвы, не приносилась повинная жертва.

[3] Заметим, что согласно нашим мудрецам, и другие клятвы людей можно снять с помощью мудрецов Торы, если поклявшейся раскаивается. Разумеется, эта концепция отнюдь не очевидна, и она нигде не упомянута в письменной Торе (см. также Талмуд, Хагига 10а). При этом, сожаление о сделанной клятве должно быть "задним числом", т.е. человек говорит, что если бы он знал заранее, как обернется дело, он бы никогда не брал эту клятву, (некоторые законы клятв мы описываем в нашей книге: Неделя за неделей). Заметим, что обычно, наши мудрецы не хотели, чтобы человек клялся вообще, и в случае обетов (недарим), они предпочитали, чтобы человек пожалел о них и снял их, но в случае клятв (швуот), они разрешали их аннулирование только в крайних случаях (см. Шулхан Арух, Йоре Деа 203:3 и 230:1)

[4] См. Шулхан Арух, Йоре Деа 234:58, что в случае отца, есть диспут, какие клятвы дочери он может аннулировать.

[5] Днем считается время до следующей ночи (см. Недарим 76б, там также приводится мнение, что под днем здесь имеется в виду 24 часа с момента, когда он услышал о клятве, но закон не следует этому мнению). По этой причине, отец или муж могут аннулировать клятвы даже в Субботу, ведь если они этого не сделают, после Субботы будет слишком поздно.

[6] Этот отрывок Торы имеет несколько объяснений, и мы здесь следуем мнению Хазаль, приведенному в комментариях Раши (см. также Актав Веакабала).

[7] Под девушкой имеется в виду возраст не более 12 с половиной лет. После этого, отец не может аннулировать клятвы дочери.

[8] Согласно Рамбаму муж и отец должны при этом услышать клятву в один и тот же день.

[9] Если ее клятвы снял только отец или только муж, клятва снята наполовину, и хотя ей запрещено нарушать ее, она не получает за нарушение наказание плетьми.

[10] Отсюда учат, что тот, кто приводит другого к нарушению запрета, сам отвечает теперь за его грех.

[11] Когда человек не делал ничего плохого, не применяется слово "простит".

[12] Назир 23а, см. также Кидушин 81б.