Глава Матот.

 

Законы клятв.

 

1. Пусть человек всегда держится подальше от клятв. Более того, так как любое обещание сделать мицву (например, дать деньги на благотворительные цели) считается клятвой, тот, кто хочет сделать мицву, пусть всегда говорит, что сделает «бли недер» – без клятвы. Также, если человек начинает делать какую-нибудь необязательную мицву, пусть скажет вначале, что он не берет на себя обязательство делать так всю жизнь, а лишь будет делать это «бли недер», пока сможет. Например, тот, кто решил молиться с восходом солнца или следовать какому-нибудь строгому мнению по отношению к какому-то закону, когда большинство людей следуют мягкому мнению, пусть не принимает на себя это как обязательство, а скажет, что лишь делает это «бли недер».

 

2. Бывает, что во время опасности (например, при тяжелых болезнях) люди клянутся Создателю, что, если они будут спасены, они возьмут на себя какие-то дополнительные обязательства или дадут деньги на цедаку. Нужно быть очень острожным, чтобы сохранить обещание, потому что несоблюдение взятых обязательств наказывается очень строго. Уместно привести здесь следующую историю. Один Польский еврей попал во время Второй Мировой войны в Сибирь. Условия там были такими, что для выживания приходилось обменивать золото и драгоценности на картофель у местных фермеров. Когда он шел на один из таких обменов, его остановило девять евреев, собравших миньён, умоляя примкнуть. Он решил, что, так как картофель ему нужен для выживания, он не обязан им помочь, и отклонил их просьбу. На месте сделки, его остановили русские и бросили в тюрьму. Там он поклялся Всевышнему, что, если он выйдет живым, никогда в жизни он не отклонит просьбы помочь с миньёном. Этот человек в результате пережил войну, переехал в Америку и прожил длинную жизнь. Однажды, уже в пожилом возрасте, он отправлялся на свадьбу к своему внуку. Собираясь выйти, он услышал телефонный звонок – его просили помочь с миньёном. На секунду он колебался ... «Простите, я как раз иду на свадьбу к внуку». «Ничего, мы найдем кого-нибудь другого ...» Это был последний день его жизни: на свадьбе, ему стало плохо, его отвезли в госпиталь, где он и скончался.

 

3. В большинстве законов Торы взрослыми считаются тринадцатилетний мальчик и двенадцатилетняя девочка (большее понимание было дано женщине – Талмуд). В отношении клятв, если ребенок понимает, Кому он клянется, то даже на год раньше этих возрастов – клятва засчитывается.

 

4. Некоторые клятвы можно снять с помощью трех мужчин – еврейского суда, когда поклявшийся жалеет, что сделал клятву. Законы о том, какие клятвы можно аннулировать и каким образом, достаточно сложны, и нужно всегда спрашивать у раввина. Также некоторые клятвы дочки то двенадцати с половиной лет может снять её отец, а некоторые клятвы жены – её муж, но только в тот же день, когда они услышали их. Если Вы не уверенны, попадает ли данная клятва в категорию тех, которою можно аннулировать, на всякий случай снимите её, говоря «клятва аннулирована», сразу, как только услышали, а потом узнаете у раввина, может ли отец или муж аннулировать  такую клятву, и если нет, клятва остается в силе. (Если Вы услышали о клятве в Субботу, не следует говорить «клятва аннулирована», а нужно просто аннулировать ее в мыслях и показать, что она аннулирована, например говоря: «Возьми и можешь есть то, что ты себе запретила»).

 

Законы окунания нееврейской посуды в микве.

 

1. Всегда, когда мы приобретаем посуду, сделанную нееврейской фирмой, или даже если посуда была сделана евреями, но продана нам неевреем, нужно её окунуть в микве (или в озере, море или в океане). Этот закон относится только к металлическим и стеклянным сосудам, и только если их используют для еды или готовки. Если деревянный сосуд содержит металлические части или  сосуды покрыт слоем стекла (как фарфоровая посуда), нужно спросить у раввина. Также в случаях электрических приборов, используемых для прямого контакта с пищей (например, тостеры), надо спросить у раввина, как правильно их окунуть, чтобы не испортить.

 

2. Покупающий пищу в одноразовых сосудах (например, молоко в бутылках, кофе в стеклянных банках), если он не выбрасывает сосуд, а собирается снова использовать, должен его окунуть. Тот, кто ест в доме у нерелигиозного еврея (пусть даже пищу, которая точно кошерна – например, свежие фрукты) не может использовать его посуду, требующую окунания. С другой стороны, можно есть фрукты на посуде нееврея, так как нееврей сам не обязан окунать посуду, то и мы можем есть на его посуде без окунания.

 

3. Перед окунанием нужно снять с сосуда все бирки и этикетки, чтобы ничего не мешало соприкосновению с водой (здесь законы такие же, как при окунании женщины). Делается благословение, весь сосуд опускается под воду, при этом руку, которой мы держим сосуд, следует намочить, чтобы вода могла проникать и туда, где мы держим сосуд пальцами.