Лерефуа Шлема шель Райза бат Соня.

 

Вопрос: В этой недельной главе мы читаем про будущее разделение Земли Израиля. Тора делает два, казалось бы, противоречивых утверждения. С одной стороны, Тора заповедует, чтобы землю делили с помощью жребия. С другой стороны, Тора требует более многочисленному племени отдать больший участок земли, а малочисленному племени - маленький. Но ведь жребий может выпасть и так, что больший кусок земли попадет маленькому племени! Как объяснить это противоречие?

 

Ответ: Как обычно, существует несколько объяснений слов Торы, и мы приведем некоторые идеи. Во-первых, существуют разные подходы к словам Торы (Бемидбар 26:54): "Для большего [числа людей] нужно дать большее наследие". Согласно Раши  имеется в виду, что племя с большим числом евреев получало большую территорию Земли Израиля[1]. Но Рамбан[2] считает, что всем племенам были даны одинаковые участки земли. Таким образом, по Рамбану Святая Земля была разделена на равноценные территории  и после этого брошен жребий, решивший, какое племя получит какой участок земли[3]. Согласно Рамбану, стих указывающий, что многочисленному народу давали больший удел, говорит лишь о семействах внутри племени.

 

Если многочисленные племена получили большие участки земли, остается вопрос: как можно было распределить землю с помощью жребия[4]. Виленский Гаон[5] объясняет, что сначала землю разделили на примерно равные территории, но после бросания жребия, границы сдвинули, чтобы большое племя получило большую территорию. Таким образом, жребий решал лишь примерные местонахождения разных племен, но не их точные границы.

 

 

Интересно, что в книге Йехошуа (17:14) описывается, как племя Эфраима пожаловалось Йехошуа, что он дал им с Менаше одну слишком маленькую территорию. Казалось бы, непонятно, чем недовольны были дети Йосефа? Согласно нашим мудрецам[6] дети Йосефа имели очень  много детей, после того как зашли в землю Израиля. Таким образом сбылось благословение Якова (Берешит 48:16) "И будут размножаться они как рыбы на Земле [Израиля]". Увидев как их стало много, они пришли к Йехошуа с просьбой увеличить их порцию земли, но он лишь посоветовал им вырубить лес. Рамбан добавляет,  что их основная претензия была в том, что Йехошуа бросил для обоих премен один жребий, и им выпала территория, которую было очень сложно завоевать от Кнанеев. Они жаловались, говоря что если бы Йехошуа бросил для них два жребия, хоть одному бы досталась земля, которую легче завоевать.

 

В конце дней, когда наш народ, наконец, достигнет настоящей дружбы и мира, мы вернемся все на свою землю, и разделим ее по-новому, согласно словам пророка Йехезкеля (48). Наша Земля сможет поместить всех евреев и мы сможем, наконец, жить в мире от врагов снаружи и междоусобиц внутри.

 

 

Перейти к предыдущей статье



[1] Тем не менее, см. Бава Батра 117 насчет того, считаются ли здесь числа колена вышедших из Египта, или число заходящих в Святую Землю.

[2] Тур к этой главе, Рашбам к Бава Батре и Радак к книге Йехошуа тоже объясняют как Рамбан.

[3] По этой причине, когда Яков разделил Йосефа на два племени, он реально увеличил вдвое наследство своего любимого сына. Но согласно Раши, наследство от этого не увеличилось, а разделение было символическим - теперь два колена Йосефа имели отдельные флаги и разных принцев.

[4] На самом деле, Раши считает, что жребий падал по Воле Творца именно таким образом, чтобы большее многочисленное племя получило больший участок земли. См. также Сфорно где приводится попытка объяснить, что территории были одинаковыми по размеру но разными по общей стоимости земли, см. также Аэмек Давар.

[5] В Адерет Элияху, Йехошуа 17:14. Подобное объяснение приводят Малбим и Абарбанел к нашей главе.

[6] Бава Батра 118а, см. также ГР"А, Коль Элияху, паршат Ваехи.