Глава Матот.

 

Вопрос.

 

В начале главе этой недели обсуждены два типа клятв[1]: Швуот и Недарим. Швуот – это обычные клятвы, а Недарим – это фактически типы специальных запрещений или обязательств, основанных на идее сделать предмет подобным собственности Храма или Корбану (храмовому приношению). Каково различие между Недарим и обычными клятвами (Швуот) и какова причина на эти различия?

 

Ответ:

 

Хотя понятие клятвы существовала во всех периодах времени в различных культурах, Недарим – это уникально еврейское понятие[2]. Понятие Недер непосредственно связано с законами служения в Храме. Объекты, которые посвящены для использования Храма, нельзя использовать для чего-нибудь еще. Фактически, неправильно использующий предметы Храма, совершает нарушение называемое Меила.

 

Всевышний дал нам способ сделать другие объекты подобными собственности Храма. Понятие Недер основано на этом. Человек может запретить любой предмет себе, делая его как Корбан[3]. Также он может запретить себе других людей; он может сделать Недер, чтобы не есть чью-то пищу, или не получать выгоду от кто-то и т.д. Используя Недарим, он может также сделать предмет, который принадлежит ему, запрещенным для других. Он может также сделать Недер, посвящая свои предметы или деньги цедаке.

 

Одно из главных различий между обычной клятвой Швуа и Недером – в том, что Швуа не может относиться к чему-то уже разрешенному или запрещенному Торой. Например, если человек скажет: "Я клянусь, что в течение Пасхального Седера я не буду есть мацу", или: "Я клянусь, что в первый день Суккота я не буду поднимать четыре растения (Лулав, Этрог, и т.д.)", это считается тщетной клятвой[4], и она вообще не ложиться, и все равно выполняют те мицвот, которые поклялись не выполнять. Точно так же, тот, кто поклялся съесть часть свинины, его клятва – всуе, и ему запрещено это съесть. Даже если он съест этот кусок свинины, он не исправляет свою тщетную клятву, поскольку он сразу поклялся всуе, и это не может быть исправлено[5]. Однако, Недер относится и к мицвот. Если он сделал Недер, говоря например: "Пусть маца будет для меня как корбан", Недер применяется, и если не будет найден способ отменить его, ему не разрешают есть мацу на Песах[6].

 

Книги Кабалы обсуждают духовную причину этого различия[7]. Слово «Швуа» в Святом Языке происходит от слова, "Семь", потому что имеет отношение к семи нижних Сфирам, и в особенности к Малхут, которая получает Духовный Поток от предыдущих Шести Сфир. Все наши мицвот в этом мире имеют отношение к исправлениям в этих Сфирах. Однако Недер[8] происходит из Бины - Сфиры выше нижних Семи. Эта Сфира (также называемая «Тшува» - раскаяние) может пересилить нижние Семь. Действительно, в этом причина возможности раскаяния и исправления даже после принесенного повреждения[9].

 

Это объясняет различие между Недером и Швуа. Так как Швуа находится в нижних Семи Сфирах, она не может пересилить мицвот, которые также действуют там. Недер, однако, прибывает из более высоких миров, поэтому он может перебороть мицвот[10]. Таким же образом, настоящее раскаяние (Тшува) может аннулировать прошлое нарушение мицвот. Да заслужим мы вернуться к Всевышнему, сделав полную Тшуву, и быстро увидеть приход Машиаха.

 

Глава Массей.

 

Вопрос:

 

В этой главе мы узнаем о необычной мицве: человек, который случайно убил кого-то, должен убежать в один из городов убежища и пребывать там, пока Первосвященник не умирает. Каково значение этой заповеди, и какое она имеет отношение к Первосвященнику?

 

Ответ:

 

В этой главе мы узнаем о заповеди отделения шести специальных "арей миклат" (городов убежищ), куда убегает неумышленный убийца. Закон случайного убийцы, который должен пойти в изгнание, уже был упомянут очень кратко в главе Мишпатим, но не было рассказано о месте, куда он должен убежать. Позже, в главе Ваэтханан, Тора говорит нам, что Моше отделил три из городов на востоке Иордана, и в Книге Йехошуа описывается, как были отделены оставшиеся три города. Тора также говорит нам в главе Шофтим, что, когда мы будем слушаться Всевышнего, и заслужим получить во владение всю нашу землю, еще три города должны будут быть отделены.

 

Много вопросов спрашивают о деталях этой заповеди, и невозможно обсудить все их. Эта мицва затрагивает вопрос жизни и смерти, и вопрос свободы выбора и Б-жественного Провидения. Конечно, трудно вообразить, что один человек умер из-за чьей-то небрежности. С другой стороны, если убитый человек, должен был умереть так или иначе, почему его случайный убийца должен убежать в изгнание? Вообще, в чем его ошибка, и имел ли он свободу выбора, когда несчастный случай произошел?

 

Прежде, чем мы начнем, наше обсуждение давайте зададим еще один вопрос, изложенный Аризалем. Почему Тора говорит нам, что, если мы будем слушать Всевышнего, и наша земля станет большей, мы будем должны отделить дополнительные города убежища? Казалось бы, что, если бы мы будем слушать Всевышнего, мы должны заслужить чтобы было меньше убийств, даже неумышленных! Этот вопрос особенно сложен, если принять в расчет, что эти слова Торы, говорят о конце дней, во время Машиаха, ведь никогда прежде в нашей истории не было периода, когда мы имели девять городов убежища. Почему мы ожидаем большого количества несчастных случаев со смертельным исходом во время Машиаха?

 

Чтобы начинать отвечать на эти вопросы, мы должны сначала попробовать понять, что такое убийство и что является смертью? Хотя заповедь не убивать, кажется, самой очевидной из всех заповедей, и была принята всеми обществами, тем не менее, как только мы начинаем исследовать эту мицву подробно, она становится не такой очевидной, как казалась на первый взгляд. Давайте зададим простой вопрос: если бы перед нами десять человек, и мы знаем, что какие-то девять из них - худшие убийцы, которые должны умереть, но один невинен, то можно ли убить все десять? Ответ: очевидно нет[11]. Хорошо, а что насчет ситуации, когда есть страна, где 90% населения представляют страшную опасность обществу. Скажем, мы можем доказать, что 90% людей этой страны - террористы, которые не скрывают, что их цель состоит в том, чтобы уничтожить мир. Можно ли тогда сбросить бомбу, которая разрушит всю страну? Большинство ответят: «нет». А что если мы начнем войну с этой страны? Каждая война приводит к "жертвам". Это означает, что когда мы начинаем войну, мы знаем, что мы должны будем убить невинных гражданских жителей. Нет никакого способа избежать этого. Мы можем пробовать минимизировать их число, но всегда будут "случайные" смертельные случаи. Во многих случаях число "хороших" людей, убитых в течение войны может быть намного большим, чем число фактических "военных преступников", которых пробуют поймать и привести к суду!

 

Получается, что если бы мы подходим к войне, как к любому другому "массовому убийству" тогда, никакую войну нельзя вести. Это не является еврейским подходом[12]. Есть времена, когда война может быть оправдана. Это верно о войнах, которые вел, в том числе и еврейский народ в старые времена, и верно о некоторых из войн, которые ведут нации мира сегодня. До конца дней, войны останутся необходимым "злом", чтобы спасти нас от проблем, которые еще хуже[13]. Одно из различий между войной и убийством в том, что хотя в течение войны убивают множество людей, никого не выбирают, чтобы убивать. 

 

Вообще, даже в течение времен опасности работает Б-жественное Провидение. Чтобы выжить требуется большее количество достоинств, но тот, кто должен быть спасен, будет спасен[14]. Однако есть люди, которые должны умереть, и они умирают при различных бедствиях этого мира. Война - только одна из них, та, которая, может казаться, больше всего зависит от свободы выбора индивидуальных лидеров, выбирающих ее вести. Но существует и много других катастроф[15], как цунами произошедший недавно. Они не зависят от чьей-то свободы воли и могут забрать много людей из этого мира за короткий период времени.

 

Обсудив немножко глобальные процессы, ведущие к множеству смертей, давайте поговорим о «случайной» смерти отдельного человека. Тора намекает на существующий парадокс между свободой выбора и Б-жественным Провидением в этом процессе. Сообщая о мицве делания забора вокруг крыши, Тора говорит (Деварим 22:8): "Чтобы падающий не упал оттуда". Наши мудрецы указывают[16], что язык Торы подразумевает, что человек должен упасть, так или иначе. Действительно этот человек должен умереть, но мы должны принять защитные меры, чтобы его смерть не была вызвана нашей небрежностью! А тот, кто халатен[17], и его невнимательность привела к чьей-то смерти, должен быть наказан и убегает в изгнание.

 

В течение тысяч лет еврейский народ использовал притчу[18] о двух людях: тот, кто сделал преднамеренное убийство, и другой, кто убил случайно. Ни у одного из них не было свидетелей, и они, казалось, оставались безнаказанными. Всевышний тогда привел их в одну гостиницу, и второй случайно убил первого. Теперь первый получил наказание, которого он заслужил, и второй получил наказание, которого он заслужил, т.к. теперь присутствовали свидетели, и он должен был убежать[19].

 

Заметим, что смерть сама по себе - не всегда столь плоха, как кажется[20]. Есть люди, исправление которых – умереть определенным способом. В частности Аризаль пишет[21], что люди из духовного корня Хевеля (Абеля, сына Адама) должны умереть не своей смертью. Действительно хотя Каин был хуже Хевеля, Хевель также согрешил, и заслужил смертельное наказание[22], и также души, происходящие из его духовного корня. Всюду в течение нашего длинного изгнания, многие из еврейского народа умерли различными способами от рук наций. Выбор того, кто будет жить, и кто умрет, был определен Провидением Всевышнего. Аризаль пишет, что действительно, если мы заслужим приход Машиаха рано[23], не все люди, которые должны быть полностью исправлены через смерть, закончат их исправление. По этой причине будет много несчастных случаев со смертельным исходом[24], и будет потребность в большем количестве городов убежища. Однако, если мы не заслужим его раннего прибытия, тогда каждый, кто должен быть исправлен через смерть, уже погибнет в течение нашего длинного изгнания.

 

Хотя смерть может служить исправлением, все же это трагедия для каждого вовлеченного. Кроме того, когда наша нация находится на высоком уровне и особенно когда наши лидеры очень праведны, они часто в состоянии предотвратить несчастные случаи со смертельным исходом и достигнуть необходимого исправления через другие средства. В частности лидер еврейского народа - Первосвященник, который служил в Святом Храме, мог быть в состоянии достигнуть через свое служение, чтобы никакие несчастные случаи не случались. Если он не был успешен, его косвенное наказание становилось теперь, что неумышленная убийца будет сознательно или подсознательно желать его смерти, так как только после этого, он сможет выйти из своего изгнания[25]. Да заслужим мы выйти вскоре из нашего изгнания, и чтобы Первосвященники, служащие в Третьем Храме были праведны, чтобы не было больше потребности в смертельных случаях, и Всевышний стер слезы со всех лиц (Йешияху 25:8).

 

 

Перейти к следующей статье  

 

Перейти к предыдущей статье

 


 



[1] Эта глава - продолжение конца главы Пинхас, где Тора упомянула, что человек не должен задержать свои Корбанот, которые он поклялся (сделал Недер) принести (см. Рашбам).

 

[2]  Это было замечено даже древними нееврейскими историками: Евреи имеют способ запретить что-то, делая это как Корбан (жертва) или собственность Храма (см. Дорот Аришоним). Отметьте, что наши мудрецы поместили законы Недарим и законы Швуот в двух отдельных трактатах в Мишне и Талмуде, и, кроме того, они находятся даже в различных Седерах (вся Мишна и Талмуд разделены на шесть Седеров - порядков).

 

[3]  Т.е. он говорит: "Пусть этот кусок хлеба будет для меня как Корбан". Есть также Недарим, где человек просто запрещает что-то себе, говоря: "Пусть это запрещаться мне". С другой стороны он не может запретить предмет, сравнивая его с другими запрещенными предметами (кроме тех, которые связаны с Храмом). Например, если он говорит: "Пусть этот кусок хлеба будет для меня как свинина", - это утверждение не имеет никакого смысла.

 

[4] За которую наказывают плетьми, см. ниже.

[5]  Если его предупредили не клясться и есть свидетели, то его наказывают плетьми.

 

[6]  См. Также Шулхан Арух, Йора Деа 215:5-6 относительно того, может ли Недер относиться к вещам, запрещенным отрицательными заповедями.

 

[7]  См. Рамбан Бемидбар 30:3; Рабейну Бахъе, Шемот 20:7; Бемидбар 30:3; Реканти Бемидбар 30:2; Зоар 2:91б; 3:255а; начало Эц Хаим, Шаар Аклалим.

 

[8]  Действительно 50 ворот Бины – подсказаны словом Недер, см. Реканти (Бемидбар 30:2) и Шла Акодеш (Толдот Адам, Бет Йисраэль, 5).

 

[9]  См. например Зоар 3:122а. Маараль также не раз обсуждает в своих книгах, что число семь связано с «природой», а восемь – выше природы этого мира (см. Тиферет Йисраэль, 2, Гвурот Ашем, 47, Хидуше Агада, Недарим 31б).

 

[10] Разумеется, запрещено делать такой Недер, из-за которого человек потом не сможет соблюсти какие-то мицвы.

[11] См. также Талмуд, Кидушин 32а. См. также связанные вопросы в Мишне, Трумот 8:12, Йерушалми, Трумот 47а.

 

[12]  См. также Талмуд, Швуот 35б и Тосафот там.

 

[13]  Конечно, пророки обещали нам, что в конце дней не будет никакой войны, и бюджет, который использовался для армии, будет вместо этого использоваться для мира (см. Йешияху 2:4, Мика 4:3).

 

[14] Очевидно не каждый, кто не спасен, являются "грешником", и не каждый, кто спасен, "праведен". Есть много причин, почему один человек живет дольше, а другой – меньше. Однако достоинства человека конечно помогают. С другой стороны есть ситуации, когда праведные погибают из-за незначительных грехов, которые они сдали и возможно даже не в этой жизни, а в другом гилгуле. Этим путем они заходят на Небеса, очищенные от всех своих промахов. С другой стороны, грешник может иметь длинную и блаженную жизнь в этом мире и никакой доли после этого (см. Деварим 7:10, Кохелет 7:15). 

 

[15]  См. Талмуд, Таанит 18б.

 

[16]  Талмуд, Шаббат 32а.

 

[17]  Отметьте, что в случае смерти, которая случилась без его оплошности, убийца не должен был убегать. Таким образом, если человек вел автомобиль и следовал правилам, и кто-то бросился под колеса, он не должен был бы убегать в город убежища (см. Макот 8б).

 

[18] См. Талмуд, Макот 10б по стиху Шмуэля 1:24:13. Давид сказал Шаулю: "Почему Вы преследуете меня? Если я заслужил умереть, пусть Всевышний выберет нехорошего человека, и убьет меня его руками. Почему праведный король как Вы хочет быть инструментом для выполнения наказания?"

 

[19] Отметьте, однако, что время от времени наказания не происходят в том же самом гилгуле. Таким образом, тот, который убил в одном гилгуле, может быть убит в другой жизни.

 

[20] Все мы естественно боимся смерти, и это глубоко внедренное психологическое опасение главным образом имеет отношение к общей боязни неизвестного. Кроме этого, Всевышний хотел, чтобы мы пробовали выжить максимально долго, чтобы мы могли закончить нашу миссию на Земле. Если бы мы не имели никакого опасения относительно смерти, то многие не боролись бы со смертью, когда это слишком трудно, особенно, когда человек знает, что жизнь после смерти намного лучше. (Я не говорю о самоубийстве – это строго запрещено. Но есть много тяжело больных людей, которые сделали бы немного, чтобы излечится или жить по диете и режиму, если бы не факт, что выживание любой ценой является частью наших подсознательных инстинктов.)

 

[21]  См. Шаар Амицвот и Таамей Амицвот к главе Шофтим.

 

[22] См. Тикуней Зоар, 69-ый Тикун, стр. 105-111, см. ГР"А там.

 

[23]  См. также Шла Акодещ, Толдот Адам, Бейт Давид 50-52. См. наши слова в 10centuries.htm относительно двух периодов Машиаха.

 

[24] Использование автомобиля может оказаться главной причиной на это, как и сегодня это наверно основная причина для случайных убийств (см. также вопросы и ответы Шевет Алеви 1:43).

 

[25]  См. Мишна, Макот 2:6.