Еврейский Калейдоскоп. Глава Трума.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В нашей главе часто используется редкое слово из двух одинаковых букв, которые и по форме написания напоминают значение слова. Что это за слово?

Слово значит крючок. Интересно, что в древнем иврите (палеоеврейском письме) и в финикийском, каждая буква напоминала слово, которое оно означало (например, Алеф бык, Бет дом). Буква Вав разумеется значила крючок, и выглядела примерно как английское Y (который собственно из Вава и пришел в латинский алфавит, через греческий ипсилон Υ).

Это слово омоним, чаще всего оно значит Имя Всевышнего, но в нашей главе оно используется десятки раз в значении предмета Храма. Что это за слово?

--- обычно значит имя Творца (которое чаще всего переводят, как Г-сподь), от слова Адон Владыка. Иногда это слово указывает не на Всевышнего, а значит просто господа. Но в нашей главе это слово используется в значении оснований, в которые вставлялись брусья Мишкана.

Тора сообщает нам, что жертвенник был навув () полый (пустой внутри). Это слово приводится в Талмуде (Шаббат 104а) как пример слов, которые имеют какое-то значение, если их читать наоборот (вместе со словами и ). Заметим, что значение слова ( наоборот) неясно. Почему выбраны именно эти редкие слова, тогда в Торе есть множество обычных слов, которые при прочтении наоборот превращаются в хорошо известные слова?

Одно из предположений которое приводит в книге Эрец Хаим Рав Хаим Ситон от имени своего отца, что Талмуд выбрал эти слова, имея в виду, что если их поставить в таблицу, то можно читать их и вертикально и горизонтально:

 

 

 

 

 

 

В принципе очень многие группы слов могут читаться таким образом (так например приводят, что если 3, 6 и 9 казнь египетскую написать без гласных: , , , то из них тоже можно составить такую таблицу). Во всеяком случае, Хазаль считали, что в тексте скрижалей (да и в общем тексте Торы) было много различной закодированной разными способами информации.

 

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Это выражение сегодня используется для наиболее великих мудрецов поколения, но Рема (главный халахический авторитет для Ашкеназим) использует это выражение в Шулхан Арухе по отношению к необразованным людям. Что это за выражение?

Гадоль Адор (великий, или даже величайший мудрец поколения). Но выражение Гадоль Адор Рема (Орах Хаим 282:3) использует для просто богатых и необразованных людей (амей хаарец)

А какое выражение используют сегодня для мудрецов, которые обладают особенной широтой знания, но во время Талмуда это выражение упоминается как недостаток в понимании Геморы?

(сетка полная книг). Хотя в наше время это очень лестное выражение, в Талмуде (Мегила 28б) оно используется для человека, который запоминает, но не понимает, как следует то, что он учит.

Что общего есть между ослом и вином?

И то и другое пишется по-арамейски (но в большинстве случаев в Талмуде можно определить, о чем идет речь). Заметим, что в некоторых новых изданиях Талмуда напечатаны гласные, и в них есть различие между ослом (хамара) и вином (хамра).

Ответы на вопросы по Халахе:

Если человек опьянел во время трапезы Пурима, может ли он читать Биркат Амазон? А как насчет Шма и молитвы?

Молиться Шмоне Эсре нельзя, а читать Биркат Амазон по большинству мнений можно, если человек не пьян вдрызг. Также можно разрешить читать Шма, если человек не очень опьянел и может связно разговаривать. (О точных законах того, кто считается полностью пьяным, см. подробно в Шулхан Арухе 185, и в комментаторах; про Рава Кука рассказывают, что однажды в Пурим он закричал собравшимся: Смирно, и они сразу пришли в себя и сели прямо, и он сказал: вот уже можно молиться вечернюю молитву).

Стоит ли напившемуся в Пурим поспать перед вечерней молитвой, а потом встать, пока ночь еще не прошла, и помолиться Маарив?

Вообще запрещено спать перед вечерней молитвой, потому что мы боимся, что человек проспит, но если он уже напился и соответственно все равно не имеет права молиться пьяным, то тогда нет выхода, и следует проспаться. Но пусть он поставит два будильника, чтобы проснуться до полуночи, или хотя бы до рассвета и помолиться (и если он не полностью пьян, пусть хотя бы прочитает Шма перед сном; заметим, что если он проснулся после рассвета, но до восхода, то еще можно прочесть Шма, раз он невиноват, что проспал).

Если человеку придется вести машину, можно ли напиваться в Пурим?

Конечно нет. Разве можно подвергать опасности себя и других?

Поучения, Шутки, Афоризмы:

В Торе написано, что когда Всевышний создавал Хаву, Он сказал, что сделает Адаму Эзер Кенегдо (дословно: помощницу супротив него). Если мужчина заслужит, жена будет ему помощницей. А если нет, то она будет против него (Йевамот 63а).

Р. Акиба обычно посмеивался над грешниками (которые не смогли удержаться от проступков). Однажды Сатан решил его проучить и показался ему очень красивой женщиной на вершине пальмы. Схватив дерево, Р. Акиба стал карабкаться наверх, но когда он добрался до половины дерева [Сатан] отпустил его, сказав: Если бы они не провозгласили на Небесах: обратите внимание на Р. Акибу и его учение, я бы и двух монет за тебя не отдал. (Кидушин 81а).

Ответы

Предыдущая глава