Еврейский
Калейдоскоп.
Главы Бехар-Бехукотай.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Вопросы
к главе Торы:
Если в
седьмой год
фрукты Шмиты
собрали домой,
их можно
есть только
пока они
остаются в
поле для
всех, а когда
фрукты
закончились
в поле, с
фруктами
дома делают мицву «биур».
Слово «биур»
значит
уничтожение
(как например
«биур хамец»).
А что «биур»
значит в
данном
случае?
Наши
мудрецы учат,
что если при
продаже с человека
взяли
завышенную
цену, разницу
нужно
вернуть, (а
иногда и вся
продажа
аннулируется).
Завышенной
считается
цена на
шестую часть
больше
обычной
стоимости. А
где это подсказано
в самом стихе
Торы?
Тора
говорит не
брать
завышенную
цену при продаже,
чтобы не
«обмануть»
(Онаа)
покупателя.
Хазаль учат,
что данный
запрет не
относится к
недвижимости.
Почему же
тогда Тора
как раз
описывает этот
запрет
именно в
контексте
продажи земли?
Вопросы
на
сообразительность.
Какой
трактат Мишны
заканчивается
упоминанием
названия самого
трактата?
Существует
придание («Седер
танаим веамораим»,
88), что Рав
прожил 400 лет, а
Р. Йоханан
– 300, но это
совершенно
невозможно
(даты их рождений
и смертей
можно
примерно
оценить, и получить
приблизительную
продолжительность
их жизней см.
например
письмо Рава Шриры Гаона,
89 и 92, см.
подробно Дорот
Аришоним,
«соф амишна
ад хатимат
аталмуд»,
начиная с 15-ой
главы). Откуда
же тогда
пошло такое
поверье?
Вопросы
на эрудицию:
«Завтрак
съешь сам,
обед раздели
с другом пополам,
а ужин отдай
врагам».
Действительно,
завтракать
очень важно.
А где Хазаль
говорят о
важности
завтрака? А
где это
упоминает Шулхан Арух?
Какую
книгу
пророков,
написанную
как минимум
двенадцатью
авторами, у
нас писали в
одном
манускрипте
и почему?
Вопросы по Халахе:
Какое
самое раннее
время
сделать кидуш
в ночь Шавуот?
Можно ли
тем, кто
занимался
Торой всю ночь
поспать
перед
утренней
молитвой?
Можно ли
делать Броху
на Талит Катан,
который всю
ночь не
снимали?
Истории,
Шутки,
Афоризмы:
Один
человек из
города Нехардеи
вошел в
мясную лавку
в Пумбедите
и потребовал:
«Дайте мне
мяса!» Ему
ответили: «Подождите,
пока
обслужат
служку рабби Иехуды сына
Йехезкеля».
«Это кто
такой Иуда
бен Швискель,
чтобы
получать
мясо до меня»,
воскликнул он
с издевкой.
Когда они
пошли и
сказали
Рабби Йехуде,
тот отлучил
наглеца. Они
сказали ему:
"Он также
имеет
обыкновение
называть
людей рабами",
после чего Р. Йехуда
провозгласил,
что он сам
раб. Этот
человек тогда
вызвал его на
суд перед Равом
Нахманом.
Когда приказ
о вызове в
суд был
доставлен, Р. Йехуда
сомневался,
стоит ли идти
(на суд к
раввину ниже
своего
уровня), но Рав
Хуна
посоветовал
ему пойти. По
прибытии туда,
Р. Йехуда
увидел, что Р. Нахман
делает
перила. Он
спросил,
«разве Вы не
знаете то,
что сказал Шмуэль:
как только
человек
назначен
главой общины,
он не имеет
права делать
работу в
присутствии
троих»? (В
смысле, это
унизительно,
что раввин,
глава общины,
делает
физическую
работу при
всех.) Дальше
Талмуд
повествует,
как Р. Йехуда,
раздраженный,
что его
вызвали на
суд, на все,
что делал или
говорил Р. Нахман,
приводил
аргументы,
что он все
делает неправильно.
В конце
концов, жена
Р. Нахмана,
Ялта послала
мужу записку,
чтобы он
поскорее
отпустил
этого раввина,
иначе он и
дальше будет
издеваться, превращая
Р. Нахмана
в
необразованного
«ам аареца».
«Что означает
ваше
путешествие
сюда?», спросил
его Р. Нахман.
«Ты послал
мне приказ о
вызове в суд»,
ответил тот.
«Я ведь даже
не понимаю
Вашу
глубокомысленную
речь, как же я
мог Вас
вызвать на
суд»? Вслед за
этим Р. Йехуда
вытащил
вызов из-за
пазухи и
простер ему.
«Тем не менее,
так как Вы
пришли сюда»,
сказал Р. Нахман,
«давайте
обсудим этот
вопрос, чтобы
вызвавший
Вас не
сказал, что
раввины
покрывают
друг друга».
«Почему вы
отлучили
этого
человека»?
«Потому что
он оскорбил
служку
раввина».
Тогда Вы должны
были
наказать его
плетьми, ведь
Рав
наказывал
плетьми тех,
кто
издевался
над посланником
раввина». «А я
поступил с ним
еще более
строго». «А
почему Вы
объявили, что
он является
рабом?» Р. Йехуда
ответил:
«Потому что
он имеет
обыкновение
называть
других людей
рабами, и тот,
кто называет
других некошерными,
сам является некошерным,
и никогда не
говорит
ничего
хорошего про
других». «Но
ведь это
только
подозрения»
ответил Р. Нахман,
«разве можно
на базе этого
заключать,
что человек
раб»? В этот
момент
прибыл сам
этот человек:
«Вы называете
меня рабом! Я
происхожу из
царского
рода Хашмонаев»!
Р. Йехуда
ответил: «Ага,
вот Шмуэль
и сказал: тот,
кто
утверждает,
что происходит
из Хашмонаев,
на самом деле
слуга, т.к. все
потомки Хашмонаев
погибли (и на
самом деле
это потомки
Ирода утверждают,
что они
происходят
из Хашмонаев)»
(Кидушин
70).