Еврейский »Калейдоскоп. Главы Бехар-Бехукотай.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Если в седьмой год фрукты Шмиты собрали домой, их можно есть только пока они остаются в поле для всех, а когда фрукты закончились в поле, с фруктами дома делают мицву «биур». Слово «биур» значит уничтожение (как например «биур хамец»). А что «биур» значит в данном случае?

Согласно Рамбаму (Шмита 7:3), биур и здесь значит уничтожение тех фруктов, которые невозможно раздать, чтобы их сразу съели, но обычай следовать Рамбану (Вайикра 25:7), что достаточно сделать эти фрукты хефкер (объявить их ничейными).

Наши мудрецы учат, что если при продаже с человека взяли завышенную цену, разницу нужно вернуть, (а иногда и вся продажа аннулируется). Завышенной считается цена на шестую часть больше обычной стоимости. А где это подсказано в самом стихе Торы?

Шестая часть (ùúåú) подсказана последними буквами слов àÄéùÑ àÆú òÂîÄéúåÉ åÀéÈøÅàúÈ («не обманывайте друг друга, и бойтесь …», Баал Атурим 25:17, Панеах Раза, Аризаль, «Шаар Апесуким»).

Тора говорит не брать завышенную цену при продаже, чтобы не «обмануть» (Онаа) покупателя. Хазаль учат, что данный запрет не относится к недвижимости. Почему же тогда Тора как раз описывает этот запрет именно в контексте продажи земли?

Согласно Рамбану, на самом деле специально сдирать завышенную цену нельзя и за землю, но законы возврата разницы не относятся к земле (может по тому, что со временем недвижимость может весьма подняться в цене, да и вообще оценки стоимости земли часто не так объективны, как цены на предметы). Между прочим, в Шулхан Арухе приводится мнение, что и к недвижимости относятся законы «онаа», но только в случае, если взята стоимость вдвое больше обычной (Хошен Мишпат 227:29).

Ответы на вопросы на сообразительность.

Какой трактат Мишны заканчивается упоминанием названия самого трактата?

В конце трактата Келим говориться: «Счастлив трактат Келим, который начался с нечистоты, но заканчивается чистотой (в смысле, последние законы говорят о предметах, который ритуально чисты, см. также ГР”А в Элияху Раба для дополнительного объяснения).

Существует придание («Седер танаим веамораим», 88), что Рав прожил 400 лет, а Р. Йоханан – 300, но это совершенно невозможно (даты их рождений и смертей можно примерно оценить, и получить приблизительную продолжительность их жизней см. например письмо Рава Шриры Гаона, 89 и 92, см. подробно Дорот Аришоним, «соф амишна ад хатимат аталмуд», начиная с 15-ой главы). Откуда же тогда пошло такое поверье?

Согласно Раву Реувену Марголису («Мехкерим бедивре аталмуд вехидотав», 10), мы имеем дело со следующей ошибкой переписчика: было написано, что Рав жил ’ú  лет, и это неправильно расшифровали как 400, вместо úùòéí (90), и также Р. Йоханан жил ’ù в смысле ùîðéí  (80) лет, а не 300 (но см. также Р. Хайман, «Толдот Танаим Веамораим», который оценивает, что Р. Йоханан прожил немного более ста лет).

Ответы на вопросы на эрудицию:

«Завтрак съешь сам, обед раздели с другом пополам, а ужин отдай врагам». Действительно, завтракать очень важно. А где Хазаль говорят о важности завтрака? А где это упоминает Шулхан Арух?

Талмуд (Бава Кама 92б, Бава Мециа 107б) упоминает о важности покушать завтрак (дословно «утренний хлеб»), и так приводит Шулхан Арух (Орах Хаим 155:2) после законов утренней молитвы.

Какую книгу пророков, написанную как минимум двенадцатью авторами, у нас писали в одном манускрипте и почему?

Трей Асар (книга двенадцати «малых» пророков). Так как каждый из этих пророков написал немного, их писали на одном манускрипте, чтобы они не потерялись (Бава Батра 14б).

Ответы на вопросы по Халахе:

Какое самое раннее время сделать кидуш в ночь Шавуот?

Желательно подождать выхода звезд (Мишна Берура 494:1), но в странах, где это очень поздно, некоторые разрешают сделать Кидуш сразу после захода солнца (см. Сидур Явеца, см. также подробную тшуву Йехаве Даат 6:30).

Можно ли тем, кто занимался Торой всю ночь, поспать перед утренней молитвой?

Не желательно, т.к. запросто можно проспать время молитвы, но если очень требуется, можно разрешить, если поставили (заранее, до праздника) пару громких будильников, и следует на всякий случай прочесть утреннее Шма перед тем как идти спать (см. также Шевет Алеви 10:49).

Можно ли делать Броху на Талит Катан, который всю ночь не снимали?

Нет. Мы делаем броху на Талит Гадоль, и включаем Талит Катан, а те молодые люди, которые не надевают Талит Гадоль, пусть либо поменяют после ночи свой Талит Катан, либо попросят кого-то другого «включить» их в свое благословение на Талит Гадоль. (Кстати те, кто перед утренней молитвой окунаются в Микве, по многим мнениям могут сделать благословение на Талит Катан, когда наденут его после окунания.)

Истории, Шутки, Афоризмы:

Один человек из города Нехардеи вошел в мясную лавку в Пумбедите и потребовал: «Дайте мне мяса!» Ему ответили: «Подождите, пока обслужат служку рабби Иехуды сына Йехезкеля». «Это кто такой Иуда бен Швискель, чтобы получать мясо до меня», воскликнул он с издевкой. Когда они пошли и сказали Рабби Йехуде, тот отлучил наглеца. Они сказали ему: "Он также имеет обыкновение называть людей рабами", после чего Р. Йехуда провозгласил, что он сам раб. Этот человек тогда вызвал его на суд перед Равом Нахманом. Когда приказ о вызове в суд был доставлен, Р. Йехуда сомневался, стоит ли идти (на суд к раввину ниже своего уровня), но Рав Хуна посоветовал ему пойти. По прибытии туда, Р. Йехуда увидел, что Р. Нахман делает перила. Он спросил, «разве Вы не знаете то, что сказал Шмуэль: как только человек назначен главой общины, он не имеет права делать работу в присутствии троих»? (В смысле, это унизительно, что раввин, глава общины, делает физическую работу при всех.) Дальше Талмуд повествует, как Р. Йехуда, раздраженный, что его вызвали на суд, на все, что делал или говорил Р. Нахман, приводил аргументы, что он все делает неправильно. В конце концов, жена Р. Нахмана, Ялта послала мужу записку, чтобы он поскорее отпустил этого раввина, иначе он и дальше будет издеваться, превращая Р. Нахмана в необразованного «ам аареца». «Что означает ваше путешествие сюда?», спросил его Р. Нахман. «Ты послал мне приказ о вызове в суд», ответил тот. «Я ведь даже не понимаю Вашу глубокомысленную речь, как же я мог Вас вызвать на суд»? Вслед за этим Р. Йехуда вытащил вызов из-за пазухи и простер ему. «Тем не менее, так как Вы пришли сюда», сказал Р. Нахман, «давайте обсудим этот вопрос, чтобы вызвавший Вас не сказал, что раввины покрывают друг друга». «Почему вы отлучили этого человека»? «Потому что он оскорбил служку раввина». Тогда Вы должны были наказать его плетьми, ведь Рав наказывал плетьми тех, кто издевался над посланником раввина». «А я поступил с ним еще более строго». «А почему Вы объявили, что он является рабом?» Р. Йехуда ответил: «Потому что он имеет обыкновение называть других людей рабами, и тот, кто называет других некошерными, сам является некошерным, и никогда не говорит ничего хорошего про других». «Но ведь это только подозрения» ответил Р. Нахман, «разве можно на базе этого заключать, что человек раб»? В этот момент прибыл сам этот человек: «Вы называете меня рабом! Я происхожу из царского рода Хашмонаев»! Р. Йехуда ответил: «Ага, вот Шмуэль и сказал: тот, кто утверждает, что происходит из Хашмонаев, на самом деле слуга, т.к. все потомки Хашмонаев погибли (и на самом деле это потомки Ирода утверждают, что они происходят из Хашмонаев)» (Кидушин 70).

 

Предыдущая глава