Вопрос: В нашей главе мы читаем про разные древние нации, которые были вытеснены с частей Земли Израиля и соседних территорий (см. Деварим 2:9-23). Что это были за нации и зачем Тора это описывает?

 

Ответ: В нашей главе Моше описывает еврейскому народу часть истории[1]. В том числе он упоминает, как разные нации завоевали территории других древних народов. Описываются территории государств наших родственников[2]: Эдома (Эйсава) и потомков Лота (Моава и Аммона). Мы попробуем рассказать вкратце о древних народах, упомянутых в этих стихах, но сначала давайте разберемся о нациях Кнаана (Ханаана).

 

В главе Ноах, Тора описывает 12 наций происходящих из Кнаана и его детей[3] (Берешит 10:16-18): Цидон, Хет, Йевуси, Эмори, Гиргаши, Хиви, Араки, Сини, Арвади, Цемари и Хамати. Территории Цидона и Сини были на границах Святой Земли: Цидон[4] жил на самом севере, в сегодняшнем Ливане, а Сини[5] - на самом Юге[6].

 

В главе Леха Леха, описывается, как Всевышний обещал Аврааму территорию десяти оставшихся племен (Берешит 15:19-21): Кени, Книзи, Кадмони, Хити (Хет), Призи, Рефаим, Эмори, Кнаани, Гиргаши и Йевуси. ГР"А (Диврей Аямим 1:1:13) объясняет, что Призи - это Араки, а Рефаим - это Хиви. Кени, Книзи и Кадмони - это Арвади, Цемари и Хамати и их территории еврейский народ еще не получил. Моше были обещаны лишь территории семи оставшихся племен (Деварим 7:1): Хити, Гигаши, Эмори, Кнаани, Призи, Хиви и Йевуси. В других местах, Тора упоминает только часть из этих племен. В Шемот (3:17), не упомянут Гигаши, а в Шемот (13:5) не упомянут также Призи. ГР"А пишет, что в видении у горящего куста (Шемот 3:17), Всевышний показал Моше, что Гигаши в результате не станет воевать с нашим народом, и покинет Святую Землю. В главе Бо, (Шемот 13:5) Тора упоминает лишь те территории, которые имели особое благословение («земля, текущая молоком и медом»), и не включали территорию Призи.

 

В нашей недельной главе описываются земли Кнаана, которые получили родственные нам нации: Эдом, Моав и Амон. Согласно нашим мудрецам[7] - это как раз бывшие территории трех оставшихся племен[8] - Кени, Книзи и Кадмони (Арвади, Цемари и Хамати). Хотя они тоже были обещаны Аврааму, эти земли наш народ получит лишь в конце дней[9].

 

Согласно учениям Кабалы[10], семь племен, территории которых мы получили, соответствуют семи нижним Сфирам - от Хесед то Малхут[11]. Эти племена имели большой духовный потенциал, но использовали его для идолопоклонства и разврата. Наш народ должен был очистить и исправить то, что связано с этими Сфирами. В конце дней, нам удастся исправить и то, что относится к верхним трем Сфирам, и тогда мы получим и территории оставшихся трех народов.

 

Если соседние к Израилю нации захотят - это произойдет по доброй воле, когда они примут на себя служить Творцу и исполнять семь заповедей Ноаха[12]. Да заслужим мы увидеть исправление в наши дни.

 

Перейти к предыдущей статье



[1] В общем, книга Дварим делится на три части: предисловие, заповеди и заключение. Вначале Моше вкратце повторяет историю нашего народа, упоминая в частности и наши провинности (см. Раши Деварим 1:1). Потом описываются большая часть заповедей и также упоминаются новые мицвы, до сих пор не упомянутые в Торе (насчет того почему некоторые заповеди упоминаются только сейчас, см. Рамбан в предисловии к Деварим и Тшувот Радбаз 2143).  После этого, Моше заключает пророчеством на будущее и благословением всех двенадцати племен (см. также наш очерк Последние Десять Веков).

[2] Тора описывает также и наших западных соседей - Филистимлян (Плиштим, живших на территории современной палестинской автономии). Насчет племени Авим, которые жили там до Плиштим (Деварим 2:23), есть мнение, что они происходили из Кнанейских племен, возможно из Хиви (см. Рамбан, Деварим 2:23).

[3] Казалось бы, если у Кнаана было 11 детей, почему он сам считается родоначальником двенадцатой нации? На самом деле у Кнаана могли быть и другие дети, не упомянутые здесь, и их потомки назывались по дедушке – Кнааном (см. также Рамбан, Берешит 10:15).

[4] Один из их центральных городов - Сидон, до сих пор существует.

[5] Сини не упомянут в Хумаше больше нигде, но их упоминает пророк Йешаяху (49:12). Цидон позже упомянут, как будущий сосед Зевулуна (см. Берешит 49:13).

[6] Может поэтому пустыня и гора с Юга от Израиля называется Синай.

[7] См. Бава Батра 56а, Берешит Раба 44:23, см. также Раши (Деварим 2:5) и Рамбан (Деварим 2:10)

[8] Тем не менее, перед завоеванием Эдома, Амона и Моава, этими территориями владели Рефаим (см. Рамбан, Деварим 2:10). Не исключено, что со временем части кнанейских племен перемешались друг с другом.

[9] Но часть земли Амона и Моава, была завоёвана назад кнанейскими царями: Сихоном и Огом, от которых эту землю получил еврейский народ (см. Талмуд, Хулин 60б). 

[10] См. Агра Декала Рава Цви Элимелеха Шапиро из Динова от имени своего Реббе – Хозе из Люблина (стр. 101б).

[11] Причем Гиргаши соответствует Сфире Малхут, и они добровольно оставили Землю Израиля.

[12] См. наши слова к главе Ноах.