Талмудический Винегрет. Глава Ваэра, Талмуд, Мегила 14-20.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Владимир бен Хеня.

Из какого колена была жена Аарона?

Элишева была из Йехуды. Ее брат – Нахшон бен Аминадав позже упомянут, как лидер этого колена (Бемидбар 1:7).

Как известно, сыновья Кораха не погибли во время его бунта (Бемидбар 26:11). А как их звали?

Имена сыновей Кораха упомянуты в нашей главе (Шемот 6:24). Их звали Асир, Элкана и Авиасаф. Многие из псалмов видимо были написаны ими (см. ниже обсуждение насчет 48 пророков). 

В прошлой главе, когда Всевышний показал Моше примеры будущих знамений, посох Моше превратился в змею (нахаш). Но в нашей главе, когда Аарон сделал знак перед фараоном, его посох превратился в «танин». Что значит этот слово и что символизировало превращение посоха в это существо?

Некоторые комментаторы считают, что «танин» и есть «нахаш» (см. Рабену Бахье, Шемот 7:10, и так выглядит из Раши), но большинство с этим не согласны (см. например Ибн Эзра, Аэмек Давар, Рав Шимшон Рефаэль Гирш). Возможно, знамение перед евреями было не таким же, как знак, который Моше сделал перед фараоном. Слово «танин» можно перевести как «крокодил» (Йехезкель 29:3 саркастически сравнивает фараона с большим крокодилом, который лежит в Ниле, и говорит, что он сам его создал). Тора упоминает в начале упоминает творение «таниним», и там это слово, похоже, значит китов. Интересно, что созвездие Драко также называется «танин» на небесах, и согласно Сефер Ецире – это центральное созвездие в управлении миром. Так как египетские магистры пытались «черпать свою энергию» от созвездий», то с самого начала Моше показал им, как все их таниним  были пожраны (Р. Йицхак Айзек Хавер, Гадлут З”А, 79).

Талмуд (Мегила 14а) сообщает нам, что всего у евреев было 48 известных пророков, и семь пророчиц (кроме множества пророков и пророчиц, чьи пророчества до нас не дошли). Имена пророчиц упомянуты в нашей сугие, но Талмуд не упоминает имена 48 пророков. Кто были эти пророки? 

Во первых заметим, что числа 7 и 48 не случайные, но имеют духовные корни (см. Зоар 1:125а, комментарии ГР”А к Агаде, Мерила 14а). Раши приводит 46 пророков и пишет, что он не уверен кто остальные двое. Его список: Авраам, Йицхак, Яков, Моше, Аарон, Йехошуа, Пинхас, Элькана, первосвященник Эли, Шмуэль, Гад, Натан, Давид, Шломо, Идо, Микияу, Овадия, Ахиа Ашилони, Йеху бен Ханани (Дивре Аямим 2:19:2), Азария бен Одед (Дивре Аямим 2:15:1), Йехазиэль Алеви (Дивре Аямим 2:20:14), Элиэзер бен Додавау (Дивре Аямим 2:20:37), Хошеа, Амос, Миха, Амоц (отец пророка Йешаяу, см. Седер Олам, 20), Элияху, Элиша, Йона, Йешаяху, Йоэль, Нахум, Хабакук, Цефания, Урия (см. Йирмияу 26:20), Йирмияу, Йехезкель, Даниэль, Борух, Нерия, Серая (см. Йирмияу 51:59), Махсея, Мордехай, Хагай, Зехария, Малахи. Но потом Раши пишет, что нужно выключить Даниэля (хотя его видения были с Руах Акодеш, он не считается одним из посланных Всевышним пророков). Вместо этого Раши предлагает включить в список пророка Шамая, который сказал царю Рехавеаму не воевать с Израилем (см. Мелахим 1:12:22). Хотя основные источники Раши - Хилхот Гедолот (76) от имени Седер Олам (глава 20), тем не менее наши версии Хилхот Гедолот и Седер Олам сильно отличаются от того списка, который приводит Раши. Поэтому ГР”А в своих пометках сильно изменяет список 48 пророков (и почти такой же список приводится в комментариях Р. Хананеля, хотя там допущены опечатки, и вместо Серая бен Махсея напечатан Азария бен Махсея, и кто-то пропущен, т.к. весь список содержит только 47 имен). Итак, Виленский Гаон (от имени Седер Олам) выключает Авраама, Йицхака, Якова, Моше и Аарона т.к. в этот список включены лишь пророки, которые были посланы нашему народу после Моше. Вдобавок, он выключает Эли, Шломо, Нерия, Махсея (про Эли, Нерия и Махсея не сказано никаких их пророчеств, а насчет Шломо возможно ГР”А считал, что его уровень Руах Акодеш был ниже пророческого, или что он не был пророческим «посланником»). Гаон вместо них включает трое сыновей Кораха, а также Асафа, Хеймана, Эйтана и Йедутуна (все они были авторами псалмов). Кроме них, ГР”А включает Зехарию сына коэна Йехояды, и Даниэля (заметим, что Хилхот Гедолот включает в список еще другого Зехарию Амевин из Дивре Аямим 2:26:5, см. Радак, но не включает Эйтана, может быть потому, что некоторые из Хазаль считали, что это Авраам, см. Раши к Техилим 89:1). Что касается двух недостающих пророков, по мнению ГР”А (и также приводится в пометке к Раши в Месорет Ашас) это: Одед (см. Дивре Аямим 2:15:8 и 2:28:9, хотя возможно это два разных пророка с именем Одед) и Ханани (Дивре Аямим 2:16:7). Другой список предлагает Явец  (см. его пометки к нашей сугие), который в том числе выключает Боруха и Сераю, а  включает Элазара сына Аарона, и Ханана бен Йигдалияу (Йирмияу 35:4).

На предыдущей рассылке мы приводили мнение, что Мемухан – это Даниэль, но Талмуд так не считает. Но и согласно Талмуду, Даниэль упомянут в Свитке Эстер под другим именем. Кто в Мегиле является Даниэлем по мнению Талмуда?

В Мегиле (в стихах  4:6 и 9) упомянут некий сановник Хатах. Согласно Талмуду это был Даниэль (Мегила  15а).

Когда считается «день» по Торе?

Мишна (Мегила 20а) учит нас, что день считается после рассвета, и потому Мицвы, которые, нужно исполнить днем, можно выполнить, когда уже появляется заря на востоке (Амуд Ашахар, согласно Шулхан Аруху это 72 минуты до восхода, но возможно это зависит от места и времени года). Тем не менее, Мишна объясняет, что лехатхила (априори) следует подождать восхода. Ведь если разрешить делать дневные мицвы сразу после рассвета, то свет луны или какой-то еще отраженный свет можно перепутать с зарей, и тогда человек сделает мицву ночью, думая, что уже день (см. Раши).

Предыдущая глава