Талмудический Винегрет. Глава Везот Абраха, Талмуд, Кидушин 42-56.

 

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Михаил бен Рахиль.

Одно из благословений колена Леви: «Будут учить они законам Твоим Якова, Учению Твоему Израиля» (Деварим 33:10). На базе этого, мудрецы (см. Йома 26а) объясняют, что многие раввины происходили из колена Леви. А как исполнилось это предсказание во время Мишны и Талмуда?

Действительно, хотя Левиты и Коэны составляют совсем небольшой процент общего населения, тем не менее, количество великих раввинов среди них непропорционально велико. Во время Мишны, левитами и коэнами было большинство из пяти основных учеников Рабан Йоханана бен Закая (Р. Йосе А-Коэн был коэном, Р. Элиэзер и Р. Йехошуа – Левиты, и возможно Р. Шимон бен Нетаниэль был тоже коэном, см. Тосефта Авода Зара 3:3). Также Р. Тарфон был коэном, а в следующем поколении – Р. Йишмаэль бен Элиша и Р. Элазар бен Азариа. Во время Талмуда, среди наиболее известных коэнов были Шмуэль, Р. Ами и Р. Аси (см. Мегила 22а), Р. Хисда (см. Берахот 44а, см. Раши Шаббат 10б), Рабба и Абае (Рош Ашана 18а), а по некоторым мнениям также Рава (см. Р. Реувен Маргулиус в Ницуце Ор к Рош Ашана 18а). В более поздних поколениях, процент мудрецов из колена Леви похоже уменьшился, но все равно остался немалым. Среди наиболее известных Левитов, семья Хоровиц (Р. Йешая Хоровиц - Ш’ла Акадош, Р. Пинхас Хоровиц, и другие), династия Раввинов Бриска (Брест Литовска: Бет Алеви, Р. Хаим, Р. Йицхак Зеэв Соловейчики), Р. Шмуэль Вознер. Наиболее известным коэном из мудрецов последних поколений был Р. Йисраэль Меир А-Коэн, автор Книги Хафец Хаим (и Р. Меир Симха из Двинска – автор Ор Самеах). В йешиве Тора ВаДаат, главные раввины: Рав Пам был Коэном, а Рав Йисраэль Белский – Леви. 

«О Биньямине сказал: Любимый Г-сподом, он в безопасности пребудет при Нем; укрывает его всегда и меж плеч его пребывает» (Деварим 33:12). Почему благословение Биньямина сразу после Леви?

Благословение Биньямина указывает на то, что на территории Биньямина будет находиться самая святая часть Храма, поэтому логично, что после благословения Левитов, которые служили в Храме, упомянут Биньмин (см. Раши).

А за что Биньямин заслужил, что на его территории будет Присутствие Творца?

Сифре к нашей главе приводит три причины: Биньямин – единственный из сыновей Якова, который родился на Святой Земле. Биньямин не участвовал в продаже Йосефа. Биньямин обслуживал отца, когда тот состарился. Вдобавок (см. Хице Менаше), Биньямин не кланялся Эйсаву (т.к. он еще не родился, когда Яков встретился с Эйсавом).

Наша сугия учит (Кидушин 42б-43а), что если человек послал другого сделать грех, основная вина на посланнике (хотя и пославший его виноват). В частности, наемный убийца карается смертью. Но и тот, кто его послал, заслуживает смерти от рук Небес, и хотя еврейский суд его не может предать его смерти по букве закона, он имеет право казнить заказчика, если таковы требования времени. Также царь имеет привилегию казнить заказчика убийства, ради «Тикун Олам» - исправления мира (см. Рамбам, Роцеах Ушмират Анефеш 2:4).

Когда какое-то Халахическое решение не имело смысла, мудрецы говорили стихом из Мишле (10:26), что такая логика «как уксус для зубов, и дым для глаз» (Кидушин 45б).

Кто считается грамотным (умеющим прочесть Тору?)

Талмуд (Кидушин 49а-б) продолжает обсуждение Кидушина  «с условием». В частности, если мужчина дал женщина кольцо, и сказал: «ты мне обручена, при условии что я умею читать», то достаточно прочесть из Свитка Торы три стиха, а, по мнению Р. Йехуды также перевести их на арамейский (стандартный перевод Онкелоса; Йеменские евреи до сих пор используют его при публичном чтении Торы). Но если он назвал себя К’ра (знаток Письменной Торы), то это больше чем просто умение прочесть три стиха, но он должен хорошо знать весь Танах!

А кто считается мудрецом Торы?

Если мужчина дал женщина кольцо, и сказал: «ты мне обручена, при условии что я Хахам», то он должен уметь ответить на любой зависящий от логики вопрос Талмуда (а по другим мнениям имеется в виду какой-то вопрос, см. также Хелкат Мехокек 38:43).

А кого считали богатым?

Если мужчина дал женщина кольцо, и сказал: «ты мне обручена, при условии что я богатый», то Кидушин сработал, если он так богат, что жители города его уважают за его богатство. Кто считается богатым, может зависеть от величины города (см. Арух Ашулхан 38:94).

Что Рабби Йехуда думал про учеников Рабби Меира?

Талмуд (Кидушин 52б, похожая история была в Трактате Назир 50а) описывает, что когда Р. Меир умер, Р. Йехуда не хотел пускать его учеников, т.к. они приходят не учиться, а лишь спорить. Тем не менее, один ученик Р. Меира – Сумхус пришел перед Р. Йехудой, и сказал, что коэн не может обручиться с помощью частей Храмовых приношений! Р. Йехуда разозлился: я же говорил, что они не хотят учиться! Как могла женщина оказаться в Храме (чтобы принять Кидушин)? Сказал тогда Р. Йосе: а почему нет? Разве не может отец коэн принять Кидушин для дочери, или женщина назначить коэна посланником, чтобы он принял для нее Кидушин?

Можно ли сделать Кидушин с помощью плодов «маасер шени» (второй десятины), которые требовалось есть в Иерусалиме?

Мишна (Кидушин 52б) учит, что согласно Р. Меиру, невозможно сделать Кидушин с помощью плодов «маасер шени». По его мнению, эти плоды не принадлежат хозяину, ведь они святые, и посвящены Творцу. Но Р. Йехуда считает, что если специально сделали Кидушин плодами «маасер шени», это работает, но если так сделали случайно, то нет (ведь женщина не знала, что ей придется нести их в Иерусалим).

Когда мы говорим, что халаха как «стам мишна

В определенных случаях диспута мудрецов, мы говорим, что халаха следует стам мишна (в смысле, когда в мишне не упомянуто мнение определенного раввина, а анонимно сказан закон). Тем не менее, это верно лишь когда стам мишна упомянута после диспута, а не до него (см. Йевамот 42б). В нашей сугие (Кидушин 54б), решая халаху Талмуд полагается на «стам мишну», но возможно они постановили так, потому что эта мишна следует мнению Бет Хилел в другом трактате (см. Рашба).

А какой трактат называется Бехирта?

Бехирта (досл. выбранный трактат) – это другое называние Трактата Эдуйот (свидетельства, см. Берахот 28а). В этом трактате собраны разные свидетельства разных раввинов на разные темы. Большая часть мишнайот этого трактата также цитируются в других трактатах, где обсуждается конкретная тема каждой из них. Талмуд (Кидушин 54б) учит, что стам мишна в Бехирте имеет особый вес. В частности, мы постановляем халаху в вышеупомянутом диспуте между Р. Меиром и Р. Йехудой (Кидушин 52б), как мнение Р. Меира, т.к. мишна в Бехирте (Эдуйот 4:5) следует мнению, что фрукты четвертого года (который имеют такой же закон, как маасер шени) – святы (принадлежат Всевышнему), и это мнение Р. Меира.

Предыдущая глава