Талмудический Винегрет. Глава Везот Абраха, Талмуд, Кетубот 95-104.

 

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

В нашей главе Моше благословляет все Колена Израиле (кроме Шимона, броха которого возможно включена в благословение Йехуды). В том числе, про Колено Гада говориться: «Благословен дающий простор Гаду». О чем здесь речь?

Согласно Виленскому Гаону (Адерет Элияу к главе Балак, второй комментарий 22:36), имеются в виду обширные территории без границ, которые Колено Гада получило на востоке и юго-востоке. (Хотя южная часть бывших территорий Сихона досталась Реувену, согласно ГР”А, Гад получил и часть южных земель с востока от территорий Реувена). А Рав Сороцкин (Ознайим ЛаТора) считает, что здесь подсказана битва, описанная в Книге Дивре Аямим (1:5:19-22), после которой дети Гада получили обширные территории.

Как известно, территории трех колен находились справа от Иордана: Гад, Реувен и часть Менаше. А у какого еще колена была территория с востока от Иордана.

Колено Дана. Дело в том, что основная территория Дана была в центре Израиля (там, где сегодня Тель Авив, сегодня тоже эти места называются Гуш Дан). Но позже, во время судий, дети Дана завоевали также территории на крайнем северо-востоке Израиля, и получилось, что часть территорий Дана справа от Иордана. (Наши мудрецы даже говорят, что это подсказано самим называнием реки Иордан – Йоред МиДан – спускается из Дана, ведь истоки Иордана были в одной из пещер на земле Дана). Таким образом, Моше это подсказал словами (Деварим 33:22): «Дан — молодой лев, устремляется из Башана» (Башан – бывшая территория царя Ога).

А какое колено имело доступ к Озеру Кинерет, и какое установление по этому поводу сделал Йехошуа?

Про Нафтали Моше сказал (Деварим 33:23): «Нафтали, насыщен благоволением и исполнен благословения Всевышнего; морем и югом овладеет». Имеется в виду «море» Кинерет (в Иврите озеро может называться морем). Что касается «юга», упомянутого здесь, по мнению Виленского Гаона территории Нафтали включали полоску вдоль Иордана, идущую далеко на юг (а Р. Шимшон Рефаэль Гирш считает, что под «морем» имеется в виду западное направление, и «наследие» Нафтали распространялось далеко на юг и запад, т.к. сочные фрукты этого колена доставляли всем остальным евреям). Хазаль сообщают нам (Бава Кама 80б), что Йехошуа поставил десять условий для евреев, которые зашли в Землю Израиля. Одно из них (там же 81а-б), что все колена могут рыбачить в Кинерет, при условии, что это не мешает плыть лодкам.

Во время седьмого года нельзя работать над землей, но можно есть фрукты деревьев, которые растут сами. Эти фрукты «хефкер», т.е. они никому не принадлежат. А у какого колена было больше всего таких фруктов, которые ел весь Израиль?

Колено Ашера получило благословение (Деварим 33:24): «Благословен сынами (или более других сынов) Ашер. Будет любим он братьями, и окунать будет в масло ногу свою». Действительно, на территории Ашера было множество олив, и они снабжали маслом весь Израиль (см. также благословение Якова Ашеру (Берешит 49:20): «он доставит царские яства»). Наши мудрецы (см. Сифре к нашей главе) учат, что во время Шмиты, все колена могли насыщаться оливами Ашера.

В нашей сугие (Кетубот 103а-104а) приводится интересная Агада, о том, как умирал Реббе (Рабби Йехуда А-Наси) и какие повеления он сделал перед смертью (см. также Йерушалми в параллельной сугие 65а-б, где приводятся многие различия с нашим Талмудом). Причина, почему Талмуд начинает здесь обсуждать эту тему в том, что в Мишне упоминается, как вдова продолжает жить в доме мужа, если хочет, а одно из повелений Реббе своим детям было, чтобы они продолжали уважать его вдову (но см. Йерушалми). В том числе, Талмуд (103б) описывает, что всем, кто оплакивал Реббе «приготовлена участь в Будущем Мире!» При этом какой-то стирающий белье не присутствовал на поминках Реббе и так расстроился, что упал с крыши, и тогда вышел голос с Неба, и сообщил, что ему тоже приготовлена участь в Будущем Мире. А разве можно кончать жизнь самоубийством?

Без сомнения, еврейский закон запрещает самоубийство (см. например Берешит Рабба 34:13) и более того, самоубийцу даже не оплакивают и не сидят семь дней траура (шива) по нему (см. Шулхан Арух, Йоре Деа 355:1, но см. Бет Йосеф, что Рамбан с этим спорит). Что касается нашей Агады, возможно этот человек упал не специально, или он думал, что этим ему искупятся его грехи, и совершил самоубийство по ошибке.

Талмуд сообщает, что когда умер Реббе, «Батла» (была аннулирована или закончилась) Кедуша (святость). Что имеется в виду?

Тосафот приводят, что т.к. Реббе был очень святым человеком (его называли Рабейну А-Кадош), после его смерти не осталось в мире настоящей святости. Но потом они приводят от имени Рава Хаим Коэна (Каца), что имеется в виду, что в день смерти Реббе не относилась «святость» коэнов, т.е. они осквернялись при его похоронах. (И так сказал Р. Хаим Кац, что если бы он был при похоронах Рабейну Тама, величайшего мудреца поколения, то он бы осквернился раде его похорон).

Талмуд описывает (Кетубот 104а), что когда служанка Реббе увидела его страшные мучения, она помолилась, чтобы он умер. А разве можно ли молиться, чтобы кто-то умер?

На самом деле Ран (Недарим 40а) доказывает отсюда, что разрешается молиться, чтобы страшно мучающийся больной (у которого нет шанса на выздоровление) поскорее умер. (Но, разумеется «помогать» ему умереть строго запрещено, и считается убийством).

Перед смертью Реббе протянул вверх свои пальцы и сказал: «Я не наслаждался этим миром даже на мизинец» (Кетубот 104а). А как же тогда утверждение Хазаль (Авода Зара 11а) что у Реббе за столом были любые плоды в любое время года?

Тосафот (Авода Зара 11а) отвечают, что разные яства Реббе были предназначены для других. Но Тур объясняет (см. Орах Хаим, 231, см. также ШЛ”А, Эсер Маамарот, 8, и так считал и ГР”А, см. например Эвен Шлема 2:12) что Реббе все делал ЛеШем Шамаим (ради Небес), а не гнался за наслаждениями для утоления собственных желаний.

Предыдущая глава