Талмудический Винегрет. Глава Вайишлах, Талмуд, Бава Кама 24-30.

 

Лехацалат Шевуим и Лерефуа Шлема всех на Святой Земле.

(Берешит 33:4): «И побежал Эсав ему навстречу и обнял его, и бросился на шею ему и поцеловал его, и они плакали». Почему слово וַׄיִּׄשָּׁׄקֵ֑ׄהׄוּׄ  «поцеловал» отмечено точками над буквами?

Хорошо известен Мидраш (Сифре, Глава Бехаалотха), который приводит Раши: Одни объясняют эти точки тем, что Эйсав поцеловал Якова неискренне, но Р. Шимон бар Йохай сказал: Халаха (общеизвестна истина), что Эйсав ненавидит Якова, но в этот момент в нем пробудилось милосердие, и он поцеловал его от всего сердца (см. также Берешит Рабба 78:9). Интересно, что под «халахой», что Эйсав ненавидит Якова, обычно понимают не только отношение Эйсава к Якову, но и общий феномен антисемитизма. Ведь ненависть к нашему народу невозможно рационально объяснить (см. Атерет Амикра от имени Рава Менахема Земба, мудреца, погибшего в Варшавском гетто). Нас ненавидят за прямо противоположные вещи (например: евреи – капиталисты, евреи – коммунисты, евреи слишком держаться за свою религию, и не похожи на остальных, и евреи – ассимиляторы, которые слишком смешиваются с местным населением). Сегодня, когда еще есть живые из поколения Холокоста, опять слышны призывы сжечь евреев в крематориях. Когда-то евреям предъявляли наиболее абсурдное обвинение, что мы используем христианскую кровь для мацы, и множество погромов произошло из-за этих наветов, а сегодняшние кровавые наветы направлены против Израиля. Сегодня ООН выбрало Израиль как мальчика для битья, тогда как во многих местах убивают сотри тысяч и миллионы людей, вся концентрация ООН на арабо-израильском конфликте. Израиль воюет с садистскими террористами, прикрывающимися собственными жителями, а ООН обвиняет Израиль в «геноциде». Если бы Израиль просто разбомбил с воздуха все ракетные установки Хамаса, то погибли бы сотни тысяч жителей Газы, но солдаты Израиля гибнут при наземной операции, чтобы минимизировать жертвы среди гражданского населения. Ни одна страна мира не делает столько усилий, чтобы спасти гражданское население. Израиль посылает миллионы предупреждений жителям Газы, чтобы те ушли из зоны боевых действий, а Хамас не пускает, и расстреливает своих жителей. Но ООН, левые СМИ, и университетские профессора продолжают пропаганду Хамаса.

Может ли человек взять закон в свои руки, или он всегда должен обращаться в Бет Дин – еврейский суд?

Из нашей сугии (Бава Кама 27б) явствует, что существуют ситуации, когда человек может взять закон в свои руки. Например, если он увидел свою вещь в руках у вора, он может просто вырвать ее, не обращаясь в суд. Тем не менее, данный закон относится только в ситуациях, когда у него есть железное доказательство, что вещь его, но невозможно забрать свою вещь у вора, если в суде ты не сможешь доказать, что вещь твоя (см. Хошен Мишпат 4:1, см. там же другие детали данного закона).  

В нашей сугие (Бава Кама 29а) упоминается ситуация, когда человек не обязан платить согласно человеческому суду, но обязан по «Суду Небес» חייב בדיני שמים. Что это означает, и где еще встречается подобная концепция?

В определенных случаях, человека невозможно заставить платить, но все равно следует заплатить, чтобы быть чистым перед Небесами. В нашей сугие приводится диспут Р. Меира и других мудрецов по поводу человека, у которого разбилась бочка на улице, и он не убрал осколки. По мнению Р. Меира он обязан платить за ущерб, который они принесли, а, по мнению хахамим, он освобожден согласно человеческому суду, но должен платить, чтобы выполнить свой долг перед Небесами. В Талмуде подобная концепция встречается еще несколько раз (мы уже встречали ее в трактате Гитин 53а, и Кидушин 24б, 42б, 43а). В нашем трактате уже тоже встречалась эта концепция (22б) по отношению к тому, кто вручил огонь ребенку или сумасшедшему, и тот принес ущерб. И дальше в нашем трактате еще много раз будет встречаться эта концепция. Существует также близкая к этому концепция: לצאת ידי שמים когда человек хочет выполнить свой долг перед Небесами. И, в общем, существует немало диспутов, в каких еще случаях могут относиться эти концепции, и до какой степени человек должен выполнить свой долг перед Небесами (по мнению Меири, Бава Кама 56а, пока он не вернет, он считается некошерным свидетелем, но см. новые ответы Маариля, 136, см. также Питхе Тшува, Хошен Мишпат 12:6).  

Древние Хасиды חסידים הראשונים закапывали свои осколки и колючки глубоко под землю, чтобы не принести ущерба другим. Рав Йехуда говорит: тот, кто хочет быть праведником, пусть будет особенно осторожным в законах נזיקין ущерба (потому что праведник в первую очередь должен быть осторожным не причинять ущерб другим). А Рава говорит: пусть будет особенно осторожным в אבות – Поучении Отцов, а по другому мнению – в отношении ברכות Благословений (Бава Кама 30а). ГР”А объясняет, что здесь включено три вида заповедей. Незикин – это заповедь между человеком и другим человеком. Авот (Мусар - еврейская этика) – это заповеди между человеком и ним самим (улучшение собственных качеств). Ну а Берахот – это заповеди между человеком и Всевышним!

Наша Мишна (Бава Кама 26а) учит: אדם מועד לעולם - человек всегда предупреждён, т.е. он отвечает даже за свои случайные акции, и должен полностью компенсировать ущерб. А нужно ли платить, если был «онес»אונס  (человек полностью не виноват, т.е. он принес ущерб против своей воли)?

Шулхан Арух (Хошен Мишпат 378:1) объясняет, что в случае «онес гамур» (полный «онес» - ситуации полностью вне его контроля), платить не нужно. Так, например, если когда человек спал, около него положили бьющуюся посуду, и он во сне ее разбил, он не отвечает за свои действия, но если он лег спать рядом с посудой, то он отвечает даже за свои действия во сне. Также, если он улегся рядом с другим человеком (или они легли рядом одновременно), и во сне поранил его, он должен платить. Заметим (см. Хошен Мишпат 421:3), что во всех этих случаях, платят только за сам ущерб, но если человек нанес ущерб по халатности (досл. שוגג קרוב למזיד  «случайно, но близко к специальному») то нужно платить не только за нанесенный ущерб, но и за лечение, за боль, и за простой (когда жертва не может работать). А если ущерб был нанесен специально (см. Хошен Мишпат 421:1), то платят еще и за בושת «бошет» (обиду). Интересный вопрос приводит к нашей сугие Рав Йицхак Зилберштейн (Хашуке Хемед): человек поставил очки на сиденье рядом в Бет Мидраше, а другой сел на них и сломал, должен ли он платить? Сначала он пишет, что, казалось бы, применим принцип אדם מועד לעולם, и значит, он несет ответственность. Но потом он приводит от имени своего тестя Рава Элияшева, что обычно люди не проверяют сиденье, прежде чем сесть, поэтому виноват тот, кто положил очки на сиденье. Тем не менее, он склоняется к тому, что ради того, чтобы «Лецет Йедей Шамайим» выполнить свой долг перед Небесами, ему следует заплатить. С другой стороны, Рав Цви Шпиц (Мишпатей Тора, 1 том, 2 ответ) считает, что платить не нужно, кроме как в случае, когда человек сначала увидел очки, но потом забыл и сел на это место. Еще он пишет, что в ешиве или колеле, а также в микве, где принято оставлять очки на сиденье рядом, севший должен всегда проверять, прежде чем садиться, и он несет ответственность.

Предыдущая глава