Талмудический
Винегрет.
Глава Ваера,
Талмуд,
Трактат Эйрувин
стр. 84-90.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Интересные
факты по
отношению к
нашей главе:
здесь впервые
встречается
то, что Хазаль
называли «Тикун
Софрим» (Берешит 18:22), Итур Софрим
(Берешит 18:5)
и точки над
буквами (в
двух разных
местах: Берешит 18:9 и 19:33). Вдобавок
в этой главе
впервые
встречается редкая
нота (нигун)
«шалшелет»
(Берешит
19:16). Насчет значения
концепций «Тикун Софрим»
(досл.
исправление писцов)
и «Итур Софрим» (украшение
писцов),
существуют
разные мнения
(см. комментарии
к Трактату Недарим 37б,
см. также Арух,
слова òèø
и ëáã).
В нашей
главе
впервые
упоминается
слово ðáéà
–
пророк, когда
Всевышний
говорит Авимелеху
(Берешит 20:7):
«И ныне возврати
жену мужа,
ибо пророк
он, и он
помолится за
тебя, и
будешь жив». А
почему в этом
стихе подчеркивается,
что Авраам – пророк?
Простое объяснение:
Авраам
пророчески
знает, что ты
не тронул его
жену и поэтому
он помолится
за тебя от
чистого
сердца (см. Раши
и Берешит
Рабба 52:8).
Имя Йицхак
иногда
пишется в Танахе
не через Цади
éÄöÀçÈ÷, а через Син éÄùÒÀçÈ÷ (см. Йирмияу
33:26, Амос 7:9 и 7:16,
Техилим
105:9). В
принципе,
слова Схок
и Цхок
почти
синонимы, но возможно
между ними
есть
различия (см. Малбим, Шофтим 16:25). А
насчет
причин альтернативного
написания его
имени,
существуют
кабалистические
объяснения
(см. например
Р. Менахем
Мендел
из Шклова,
Раза Демехемнута,
стр. 65, Р. Йицхак
Айзек Хавер,
Бет Оламим,
стр
128б).
Что значит
слово «Вайигамаль»
åéâîì (Берешит
21:8)?
Этот глагол
в данном
контексте
означает,
когда
ребенка перестают
кормить
грудью (отнимают
от груди, по-русски
нет такого
слова, но в
английском
языке есть
слово «wean»). Возможно,
это слово связано
с корнем âîø –
заканчивать что-то
(см. Шадаль).
Сколько лет
было Йишмаэлю,
когда его
прогнали из
дома Авраама?
Тора пишет: «И
подрос ребенок,
и был отнят
от груди, и
устроил
Авраам великий
пир в день
отнятия от
груди Ицхака.
И увидела
Сара, что сын Агарь насмехается
…» Казалось бы это
произошло
после того
как Йицхак
был отнят от
груди, а
значит Йицхаку
было 2 года (см. Раши 21:8), а Йишмаэлю –
16. Но возможно между
этими двумя
событиями
прошло немало
времени, и
когда Ицхак
уже подрос,
Сара увидела,
что Йишмаэль
на него плохо
влияет, и
потребовала
его прогнать
(см. также Раши
21:10 от имени Берешит
Рабба 53:11).
Какую «сегулу»
используют на
базе Мидраша
к нашей главе,
чтобы найти
пропажу?
Берешит Рабба
(53:14) сообщает
нам, что все
мы слепые,
пока Всевышний
не откроет
нам глаза
(так же как Агарь
увидела воду,
когда
Всевышний
открыл ей
глаза).
Принято произносить
слова этого Мидраша,
когда не
могут найти
что-то
потерянное.
Рабби Йехуда
Анаси
уважал
богатых
людей, (хотя
он сам тоже
был очень
богатым). Ведь
у богатых
огромные
возможности
делать множество
мицв!
Если
человек снимает
квартиру в многоквартирном
доме, нужно
ли делать эйрув,
чтобы можно
было носить вещи
из квартиры в
квартиру
соседей, или
выносить
что-то в
общий коридоре?
В наше время
обычно
владелец
имеет свое
имущество (например,
холодильник
и плиту) в
каждой из
квартир,
которые он
сдает, и
поэтому по
некоторым
мнениям эйрув
не нужен (см. Игрот Моше
1:141 на базе сугии
в Эйрувин
85б). Но многие
раввины не
согласны с
этим, и считают,
что холодильник
и плита,
которые сдают
вместе с
квартирой, не
являются «тписат
яд», и
требуется
делать эйрув
и арендовать
помещения неевреев
(см. Беэр Моше 8:12, см.
подробное
обсуждение в Шевет Алеви
5:54).
Одна из
популярных
древних
пословиц:
«Если на тебя
лает пес,
заходи, но если
собака
женского
пола на тебя
лает, убегай» (Эйрувин
86а). В смысле,
если пришел в
гости и
поссорился с
зятем,
уходить не
следует, т.к.
дочь тебя с ним
помирит, но
если
поссорился с
невесткой, то
уходи домой.
(Вследствие
этого, если
один из
соседей, который
не
участвовал в Эйруве, на
эту Субботу
ушел к
дочери, то
остальные могут
носить в
общем дворе,
но если он
ушел к сыну,
то еще может
вернуться в Шаббат,
если
возникнет
ссора,
поэтому
носить нельзя,
см. Биур Халаха, 371).
Кто такой был
Рабби Ханина
бен Акива
и является ли
он тем же
человеком,
как Р. Ханания
бен Акавия?
В Мишне
в Кетубот
(8:1) упоминается
свидетельство
Рабби Ханины
бен Акивы,
но то же
самое
отверждение
в Тосефте
Кетубот
(8:1) приводится от
имени Р. Ханании
бен Акавии.
В Эйрувин
(87б)
упоминаются
три
постановления
Р. Ханании
бен Акавии,
а в
Иерусалимском
Талмуде (Шаббат
23б) они
упоминаются
от имени Р.
Ханины бен Акивы. Получается,
что Р. Ханания
бен Акавия
и Рабби Ханина
бен Акива
– это один и
тот же
человек. Он
жил в
поколении учеников
Рабби Акивы
(см. Моэд
Катан 21а) Р. Аарон Хайнман (Толдот Танаим Веамораим,
стр. 494) предполагает,
что он был
главой ешивы
в Тиберии.
Сколько
воды нужно
было
человеку в
течение
суток?
Во время
Талмуда,
человеку
хватало на
все 2 сеа
(примерно 20
литров) воды
в сутки.