Талмудический Винегрет. Глава Лех Леха, Талмуд, Трактат Эйрувин стр. 77-83.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Где еще в Торе используется выражение Лех Леха?

Тора использует это выражение еще один раз (22:2), когда Всевышний требует Авраама пойти на Гору Мория и сделать Акеду Ицхака.

Какое Имя Всевышнего впервые упомянуто в нашей главе?

Ш-адай. Насчет значения этого Имени, существует много различных интерпретаций, и встречается оно в Торе очень редко. Также имя Э-ль впервые встречается в нашей главе (см. Берешит 14:19-20, 22, 16:13, 17:1).

Считается, что арабы происходят от Йишмаэля, но это не совсем так. Арабы существовали и до Йишмаэля (см. например Кидушин 32б). Многие из потомков Хама жили на аравийском полуострове, и видимо с ними перемешались со временем потомки Йишмаэля и также других детей Авраама от Кетуры.

Слово араль (необрезанным) в Торе означает не только мужчину, у которого не удалили крайнюю плоть. В Торе используются выражения араль сфатаим (необрезанные губы), араль лев (необрезанное сердце), арла озен (необрезанные уши). Так же фрукты дерева в течение первый трех лет запрещены, и называются арелим. Раши объясняет, что это слово означает некую закупоренность.

Как правило, связь между недельной главой и Хафторой достаточно понятна, но бывает, что эта связь неочевидна. Хафтора главы Лех Леха на первый взгляд не связана с самой главой (хотя в стихе 41:8 упомянуто, что мы потомки Авраама). Но она основана на мидраше, который трактует слова (Йешаяу 41:2) Кто побудил с востока про Авраама, который пришел с востока на Святую Землю. (Заметим, что согласно другой интерпретации, речь идет о Персидском Царе Кире, который пришел с востока, завоевал Вавилон, и разрешил евреям вернуться на Святую Землю.) Интересно, что другая традиция читать Хафтору из конца Йехошуа (начиная со стиха 24:3) Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки той и провел его по всей земле Кенаан (который напрямую подходит к нашей недельной главе).

Что значат слова наверху страницы Эйрувин 80б " ?

Эти три слова возможно являются наибольшей загадкой нашего трактата. Многие из комментаторов подозревают, что здесь вкралась ошибка переписчика, и либо этих слов не должно быть вообще, либо они напечатаны не в том месте, либо здесь должны быть другие слова, например: , " , " , ,. Существует также гипотеза, что слово " это аббревиатура (и ее расшифровка может быть или ). Есть также предположение, что все слова это симан (знак) первые буквы здесь образуют все утверждения Р. Хия Бар Аши в трактате Эйрувин.

Можно ли евреям играть в азартные игры?

Талмуд сообщает нам, что профессиональные игроки некошерны даже как свидетели, т.к. не заняты ничем полезным (мнение Р. Йехуды, см. Эйрувин 82а). Что касается людей, у которых есть полезное занятие, но они иногда играют на деньги, то есть разные мнения, в каких случаях это разрешено, а когда запрещено (см. Хошен Мишпат 207:13). Заметим, что вообще такое времяпровождение нежелательно (см. там же 370:3 от имени Рамбама, законы кражи и потери 6:11), и кроме этого может развиться зависимость (addiction), когда человек проигрывает все, что у него есть, и не может остановиться.

Если от халы отломался маленький кусочек, можно ли ее использовать в Шаббат для Лехем Мишне?

Да, если кусочек составляет не более 1/48 части. Причина в том, что 1/48 отдавал пекарь как халу коэну, поэтому когда такой кусочек отсутствует, каравай все равно считается целым (см. Эйрувин 81а).

Во время Талмуда, когда человек ел больше: в Субботнюю трапезу или в будничную?

Талмуд (Эйрувин 82б) приводит диспут на этот счет. Разумеется, всего человек ест в Субботу больше чем в будний день. Но в Шаббат мы едим три трапезы, а в будний день было принято есть только два раза. Поэтому Рабби Йехуда считает, что каждая Субботняя трапеза меньше будничной, а Рабби Меир считает, что даже одна из трапез Субботы больше, чем в будний день.

Сколько среднему человеку следует съедать в день?

Талмуд (Эйрувин 83а) сообщает, что здоровому человеку в сутки следует есть пищу объемом в 43.5 яйца (немного более двух литров еды; сегодня, когда у большинства сидячий образ жизни, видимо следует есть меньше).

Предыдущая глава