Талмудический Винегрет. Глава Ваехи, Талмуд, Недарим 68-74.

 

Лерефуа Шлема Шель Михаэль бен Рахель и Раиса бат Соня.

Сколько лет было детям Йосефа, когда их благословил Яков?

В Торе не написана точная дата рождения сыновей Йосефа, но это произошло в первые семь лет изобилия. Яков же прибыл в Египет во второй год голода, и прожил в Египте 17 лет. Получается, что Менаше и Эфраиму было от 18 до 25 лет, когда Яков благословил их перед смертью. Тем не менее, общее впечатление которое создается от нашего отрывка, что дети Йосефа были совсем маленькими (Йосеф ставит их перед Яковом, как делают с маленькими детьми, они помещаются между коленами Якова; интересно, что и на известной картине Рембрандта изображены маленькие дети). Интересное объяснение дает современный Израильский Раввин Элханан Самет. Согласно нему, Тора здесь описывает события не в хронологическом порядке, и Яков благословил сыновей Йосефа еще когда он впервые прибыл в Египет (т.е. стихи 48:8-20 из нашей главы по хронологии следуют за стихами 46:29-30, когда Яков встретился с Йосефом). Причина, почему Тора описала благословение детей Йосефа в нашей главе, связана с общей тематикой этой главы. Это предположение также объясняет, почему Яков сначала не знал, кто они, и вопрос Якова не удивляет Йосефа (Берешит 33:5, но см. объяснение Раши согласно Мидрашу). Теперь все становится на свои места: «И приготовил Йосеф свою колесницу, и поднялся он навстречу Исраэлю и явился к нему и упал ему на шею, и плакал он на его шее, и сказал Исраэль Йосефу: Умру теперь, увидев твое лицо, — ибо ты еще жив! И увидел Исраэль сынов Йосефа, и сказал он: Кто это? И сказал Йосеф своему отцу: Мои сыновья они, которых дал мне Б-г здесь. И сказал он: Дай мне взять их, и я благословлю их …» (Берешит 46:29-30, 48:8-9).

Яков сказал про Менаше: «Также и он станет народом, и также он будет велик, но брат его младший будет больше него, и славой его потомства наполнятся все племена». Как известно, из Эфраима произошли многие лидеры Израиля, в том числе Йехошуа. Также в конце дней один из избавителей (машиахов) будет Машиах бен Эфраим. А какие цари и лидеры произошли из Менаше?

Хотя в Танахе открыто не упомянуты цари из Менаше, но согласно Хазаль (Берешит Рабба, 97:5) Йеху (и его династия) были из Менаше (но см. Ибн Эзра к Амос 7:13 и Хошеа 5:3, который считает, что Йеху был из Эфраима). Хотя Йеху не описывается в Танахе как особо праведный человек, но он и его потомки были лучшими из царей Северного Государства. А Хазаль (Санхедрин 102а) называют Йеху «великим праведником». Это он уничтожил языческий культ поклонения Баалу. К сожалению, Йеху не уничтожил золотых тельцов, которых установил первый царь Израиля Йеравеам (см. Санхедрин 102а насчет того, почему Йеху оставил тельцов, см. также Раши Мелахим 2:10:29). Кстати отсюда видно, что тельцы изначально имели только символическое значение, иначе, если им поклонялись как Баалю, то в чем была заслуга Йеху, когда он уничтожил одного идола, но оставил другого (см. Кузари, Маамар 4)? Еще один известный лидер из Менаше – это судья Гидеон (см. Шофтим 6-8) который спас наш народ от Мидянитян. Также из Менаше были судьи Яир А-Гиляди (см. Шофтим 10:3-5) и Йифтах (см. Шофтим 11-12).

Где в Торе описано про «Хафарат Недарим», т.е. отец может отменить клятвы и обеты дочери, а муж - клятвы жены? А где написано про «Хатарат Недарим?» А в чем разница между ними?

До сих пор, мы изучали в трактате Недарим законы Хатарат Недарим: когда человек жалеет задним числом, что он взял на себя какой-то обет, и приходит перед судом из троих, чтобы ему аннулировали клятву. Начиная с конца страницы 66б, Талмуд будет в основном заниматься «Хафарат Недарим» (можно и слово Хафарат перевести, как «аннулирование», но чтобы не спутать с Хатарат, мы будем для Хафарат использовать слово «отмену»). Все законы «Хафатар Недарим» описаны в Торе, в начале главы Матот (Бемидбар 30:2-17). «Хатарат Недарим» открыто не упоминается в Торе (см. также Хагига 10а). Есть немало различий между этими двумя концепциями, перечислим некоторые из них. В случае «Хатарат Недарим», инициатива приходит от самого человека, который хочет аннулировать свою клятву, но «Хафарат Недарим» - это своего рода право на вето, которое есть у мужа или отца. «Хафарат Недарим» можно делать только в отношении определенных клятв, и только в день, когда он их услышал, а для «Хатарат Недарим» подобных ограничений не существует. «Хатарат Недарим» аннулирует клятву задним числом, но отец или муж отменяет клятву только с момента, когда он делает «Хафарат Недарим».

В каких случаях отец и жених вместе отменяют клятву?

В старые времена, Кидушин (обручение) и Хупу (свадьбу) делали отдельно (в период, когда девушка уже обручена, и ждет свадьбы, она обычно жила в доме отца). Если отец и жених услышали клятву девушки в один день, то они вместе могут наложить на нее вето, а по некоторым мнениям, даже если они услышали в разные дни, каждый может отменить клятву в день, когда услышал (см. оба мнения в Йоре Деа 234:5). Но если хоть один из них не отменил клятву, то клятва остается. Тем не менее, в каком-то смысле клятва ослабляется, и закон в такой ситуации мягче, (например, если она запретила себе что-то есть, и отец или жених отменил клятву, а она потом это съела, суд ее не наказывает, см. Недарим 68а).

А что если жених умер, может ли отец отменять клятвы дочери один?

Мишна (Недарим 70а) сообщает, что если умер отец, то жених не может единолично отменять клятвы невесты. Но если умер жених, то отец может отменять ее клятвы. Тем не менее, есть много тонкостей, когда именно это возможно. Если, например жених уже услышал клятву, то отец сможет ее отменить, только если жених умер в тот же день (см. Йоре Деа 234:11). А по мнению Рамбама, если отец не услышал клятву до смерти жениха, он один не сможет ее аннулировать даже после смерти жениха, и даже если жених успел отменить эту клятву при жизни.

Может ли муж или отец отменять клятвы жены или дочери, которые он сам не слышал?

В нашей сугие (Недарим 72б) задается данный вопрос, но есть разные интерпретации насчет того, как следует Халаха? Шулхан Арух (Йоре Деа 234:25) пишет, что муж или отец может накладывать вето даже на клятвы, которые он не слышал (например, сказать, что я отменяю все твои клятвы), но Рема приводит мнение, что это срабатывает только, когда потом он их услышит.

Предыдущая глава