Талмудический Винегрет. Глава Трума, Талмуд, Назир 27-33.

 

Лерефуа Шлема Шель Михаил бен Рахель.

Число «одиннадцать» часто пишется как àçã òùø (1+10, см. Берешит 32:22, 37:9, Деварим 1:2) или в женском роде àçú òùøä (см. например Йехошуа 15:51). Таким же образом образуются другие числа больше десяти (12=2+10, 13=3+10 и т.п.) Но в нашей главе (Шемот 26:7), впервые число одиннадцать написано как òùúé òùø в контексте полотен из козьего волоса, которыми покрывали шатер. Какова этимология слова Аштей?

Ибн Эзра пишет в комментариях к Книге Бемидбар (7:72) приводит от имени Р. Йоны ибн Джанаха (великого Сефардского грамматика) что òùúé òùø òì ùúé òùø, близко к 12 (т.е. число около двенадцати, почти дюжина). Но сам Ибн Эзра с этим не согласен. Он считает, что число одиннадцать связано с «мыслями» после круглого числа десять, поэтомуòùúé  происходит от слова (Техилим 146:4) òÆùÑÀúÌÉðÉúÈéå (его мысли), и (Йона 1:6) éÄúÀòÇùÌÑÅú (подумает). Ибн Эзра пишет, что здесь (в числе одиннадцать) подсказан Сод (секрет).

А почему на крыше шатра было именно одиннадцать полотен из козьей шерсти?

Кабалисты пишут (см. например Аризаль, Ликуте Тора, начало главы Деварим, см. также Беэр Майим Хаим к Паршат Деварим), что одиннадцать полотен из козьего волоса намекают на Эйсава (Мишкан исправлял весь мир, и в том числе корень нечистоты). Ведь у Эйсава тоже было одиннадцать Алуфим (главарей), в отличие от семьи Якова с двенадцатью сыновьями (число одиннадцать, как бы неполное, не хватает одного до дюжины). Эйсав жил на земле Сеира, и слово «Сеир» также значит «козел» (вдобавок ùòéø намекает на волосатость, за что Эйсава таковым и назвали, заметим, что еще Сеир может значить «демонов», см. Вайикра 17:7). Когда Тора описывает путь между горой Синай и границами Земли Израиля, говориться (Деварим 1:2): «Одиннадцать дней от Хорева через гору Сеир». Также одиннадцать ингредиентов Кеторет (благовоний) вытаскивают искорки из нечистой стороны (см. Эц Хаим 11:10, Шаар Акавонот, утренняя молитва, 3). После захода в Землю Израиля, еврейский народ стоял у гор Гризим и Эйваль и услышал одиннадцать проклятий в случаях непослушания (Деварим 27:15-25).

Какие две детали, используемые при построении Храма, пишутся и читаются почти одинаково?

Керашим и керасим. ÷øù – это балки, из которых строились стены Храма. А ÷øñ – это крючки, с помощью которых соединялись полотна покрывающие Храм. Также можно сказать Капорет ëôøú и Парохет ôøëú (крышка от Ковчега и занавес перед Ковчегом).

На чем основан обычай некоторых Хасидских женщин, брить волосы головы?

Наша Мишна (Назир 28а) обсуждает, до какого времени муж может отменить обет жены, которая приняла на себя Назирут. По мнению большинства мудрецов, если она уже закончила свой Назирут, муж уже не может отменить ее обет. Но мнение Р. Меира, что он может даже отменить ее Недер в последний момент (если только сейчас узнал, что его жена была Назирой), пока она еще не побрила волосы (ведь Назир в конце сбривает волосы). Причина Р. Меира в том, что муж может сказать: мне не нравится, чтобы моя жена была лысой. А другие раввины считают, что т.к. она может надеть парик, то у мужа не должно быть претензий (заметьте, что в те времена, похоже, парик использовался не как покрытие волос замужних женщин, а наоборот, чтобы женщина, у которой мало волос, была приятной мужу, см. Раши 64б, и ГР”А в Ш’нот Элияху, Шаббат 6:5, ей даже разрешили в Шаббат выходить в таком парике на частный двор). Во всяком случае, мы видим, что во время Хазаль не было принято, чтобы женщины брили волосы (см. также Рамбам, Аводат Кохавим 12:10, Йоре Деа 182:5, см. Дарке Тшува к этому месту). Более того, ни в одном из древних Кабалистических источников не сказано, что женщине следует брить волосы, и даже, наоборот, из писаний Аризаля (Шаар Амицвот, Кедошим) выглядит, что женщине не следует брить волосы. Тем не менее, т.к. по Кабале очень важно чтобы волосы замужней женщины были не просто покрыты на людях, как требует закон, но и всегда были полностью покрыты, даже когда ее никто не видит (см. Зоар 3:125б), то в определенных общинах появился Минхаг, что женщины после замужества сбривают волосы. Кроме этого, причина на данный Минхаг в том, чтобы если у женщины не будут, как следует, помыты и расчесаны волосы, то это считается Хацицей (преградой) во время окунания в микве, поэтому сбривание волос решает проблему наиболее кардинальным образом. В свое время в царской России еврейским женщинам запретили брить волосы, и сегодня этот обычай сохранился лишь в некоторых Хасидских общинах у выходцев из Венгрии и Румынии.

По отношению к мицве воспитания детей: обязана ли женщина обучать детей?

В нашей сугие (Назир 28б) упоминается, что отец может сделать несовершеннолетнего сына Назиром, но мама не может. Реш Лакиш учит, что мицва «воспитания детей» не относится к маме (хотя, разумеется, она получит награду, когда воспитывает детей), но Р. Йоханан считает, что данный закон – это Халаха ЛеМоше МиСинай (особый случай из которого мы не учим остальные законы). Некоторые мудрецы считают, что возможно и Р. Йоханан не спорит с самой концепцией, что маме не обязана обучать сына (см. Шулхан Арух А-Рав 343:4), но другие полагают, что это только мнение Реш Лакиша, а закон следует мнению Р. Йоханана, и тогда женщина тоже обязана обучать детей (см. Маген Авраам 343:1, см. подробное обсуждение в книге Хинух Йисраэль, начиная со стр. 32).  

Известно ли было заранее, сколько простоит Второй Храм?

Согласно Хазаль, (в нашей сугие Назир 32б) точный год разрушения Второго Храма был предсказан в Книге Даниэля, и более того, согласно нашей сугии выглядит, что люди об этом знали заранее. Дело в том, что ангел сообщает Даниэлю, что для искупления всех грехов, нашему народу было предречено тяжелое время в течение семидесяти семилеток (т.е. 490 лет). Хотя есть много интерпретаций, как именно отсчитывать этот период времени, и чем именно он кончился, наша сугия Талмуда считает, что весь этот период закончился разрушением Второго Храма, и после этого наступил период потенциального избавления, хотя и он затянулся, как собственно и подсказано в конце Книги Даниэля (см. слова Рамбана в Маамар Агеула, третья часть, и в его диспуте перед царем Аргона, 61). Так как Вавилонское изгнание длилось 70 лет, то значит, Второй Храм должен был простоять 420 (490-70) лет. (Заметим, что из многих других сугий Талмуда выглядит, что и в конце периода Второго Храма, была еще надежда, что он не будет разрушен, и наверняка, если бы мы заслужили, то он бы продолжал стоять и поныне).

Как может в стандартных изданиях Талмуда быть страница, где нет самого Талмуда?

На второй стороне страницы 33 Трактата Назир, издатели почему-то напечатали лишь слова Тосафот, относящиеся к другим страницам Талмуда. (Первая сторона страницы тоже очень короткая, и в основном состоит из Тосафот, получается, что в этот Шаббат будут изучать самую короткую страницу цикла Дай Йоми). 

Предыдущая глава