Талмудический Винегрет. Глава Трума, Талмуд, Моэд Катан 18-24.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Владимир бен Хеня.

Где упоминается слово «кафтор» в нашей главе и что оно значит? А какое географическое называние в Торе тоже называется кафтор?

Кафторим упоминаются в нашей главе (начиная со стиха 25:31) как части ветвей Меноры. По большинству мнений они выглядели как шарики на ветвях Меноры. Также в Торе (Деварим 2:23) упоминается место Кафтор, по многим мнениям это Крит или Кипр. 

А какое значение этого слова мы используем сегодня в обиходе?

Сегодня кнопки и пуговицы называют «кафторим». Возможно, если кафторим были приплюснутыми, их форма действительно напоминала пуговицу.

А когда используют идиоматическое выражение «кафтор ваферах» (ëÌÇôÀúÌÉø åÈôÆøÇç чашечка и цветочек)?

Когда сказано красивое объяснение Торы или мудрое рассуждение (свара), нередко говорят, что это «кафтор ваферах» (так уже делал Р. Тарфон, см. Берешит Рабба 91:9, и это выражение часто приводится в раввинских писаниях).

А какая важная книга Ришона называется Кафтор Ваферах, и о чем она?

«Кафтор Ваферах» - называние книги Р. Иштори А-Пархи. Автор называл книгу фразой, ассоциирующейся с его именем. Эта книга в основном занимается законами, связанными  Землей Израиля (Трума, Шмита и т.п.) и содержит немало важных географических сведений (ведь для этих законов нужно знать границы Святой Земли). Автор Мишны Беруры несколько раз цитирует «Кафтор Ваферах» (в основном в 218 главе).

Можно ли стричь ногти в Холь Амоэд?

Талмуд (Моэд Катан 17б-18а) приводит диспут на этот счет. Что касается практической Халахи, Рабби Йосеф Каро (Орах Хаим 532:1) постановляет, что можно стричь ногти в Холь Амоэд, А Рема следует строгому мнению (но и для Ашкеназим можно сделать исключение, если ногти постригли перед праздниками, и они снова отросли, см. Мишна Берура 532:2, Арух Ашулхан 532:2, см. также Писке Тшувот). 

Волосы головы и бороды обычно нельзя стричь в Холь Амоэд, но есть исключение определенных волос на лице. Каких?

Можно постричь усы в Холь Амоэд (см. Моэд Катан 18а, Орах Хаим 531:8).

Талмуд упоминает, что хотя нельзя стирать белье в Холь Амоэд, в случае льняной одежды это разрешено. Почему же мы не стираем даже льняную одежду в Холь Амоэд?

Действительно Талмуд приводит (Моэд Катан 18б), что многие люди стирали льняное белье в Холь Амоэд. Но и это ничего не доказывает, ведь не всегда простые люди делают то, что правильно по разрешению мудрецов (там же). Тем не менее, многие Ришоним постановили, что по букве закона Халаха следует мягкому мнению, но обычай следовать строгому мнению, и это как обычно «разрешенные вещи, которые принято запрещать, становятся запрещенными» (см. Орах Хаим 534:2).

Можно ли написать письмо другу в Холь Амоэд?

По многим мнениям, да (см. Моэд Катан 18б, Шулхан Арух 545:5, и хотя Рема строг, обычай быть мягким, но первую строчку пишут наискосок, см. Мишна Берура 545:35).

Откуда мы знаем, что основной траур длится семь дней?

В принципе основные законы дней траура – это раввинские законы, но на них есть подсказки в Танахе. В отношении семи дней, наша Гемора (Моэд Катан 20а) приводит подсказку из стиха из Амоса (8:10): «Я превращу ваши праздники в дни скорби». Так же как праздники обычно семь дней, так же и дни Авелута. А Иерусалимский Талмуд (Моэд Катан 15а) приводит также другие подсказки, например, Мирьям была проказной семь дней, и Моше сказал про нее: «да не будет она как мертвая».

Талмуд (Моэд Катан 23а) сообщает нам, что в доме скорбящего не говорят слова Торы. Почему сегодня не практикуется этот закон?

На самом деле Шулхан Арух (Йоре Деа 378:7) приводит, что в доме скорбящего не говорят слова Халахи или Агады (имеется в виду даже навещающие, не только сам скорбящий которому запрещено изучать Тору семь дней, кроме грустных тем). Тем не менее, обычай, что в доме скорбящего гости изучают Мишну. Т.к. это делается «для поднятия души умершего» то это можно разрешить (см. например Рав Поалим 3:31, Ябиа Омер 4:29, см. также Арух Ашулхан 378:9 другое объяснение нашей сугии, см. также Нитей Гавриэль, 99, пометка 7).

Слово «гиhуц» (âéäåõ) сегодня означает «гладить белье». А что означает это слово в Талмуде (Моэд Катан 23а)?

По многим мнениям, гихуц означало какой-то вид очень качественной стирки, которое умели делать в Израиле, но не Вавилоне (см. Таанит 29б, см.  подобное обсуждение по отношению стиранию и к гихуц в законах недели до Девятого Ава, Бет Йосеф к главе 551, Шулхан Арух 551:3 и Арух Ашулхан к законам траура в начале главы 389). Но из нашей сугии выглядит, что гихуц включало почти то, что значит это слово сегодня, правда тогда отглаживали с помощью пресса, чтобы одежда выглядела как новая (см. также Мишна Берура 551:44).

Относятся ли законы Авелут в Шаббат?

Талмуд обсуждает это тему (Моэд Катан 23 а-б), и там приводится, что существовали разные обычаи на этот счет.  Что касается практической Халахи, в Субботу не показывают скорбь публично, но соблюдают законы Авелута, которые не заметны (например, нельзя иметь отношения с супругой, нельзя заниматься Торой, хотя см. Арух Ашулхан 400:6-7). 

Предыдущая глава