Талмудический Винегрет. Глава Мишпатим, Талмуд, Моэд Катан 11-17.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Владимир бен Хеня.

Где больше заповедей: в нашей главе или в главе Кедошим?

Согласно подсчеты Сефер Ахинух, в нашей главе 53 заповеди, а в Главе Кедошим – 51. Но, разумеется, о том, какие повеления Торы считать отдельными заповедями, существует много диспутов. Вдобавок, некоторые заповеди упоминаются в Торе в нескольких главах. Во всяком случае, обе эти главы имеют очень много заповедей.

Какую Хафтору мы читаем на этой неделе, и почему Хафтору нашей главы читают очень редко?

Наша глава начинается с законов освобождения слуги в седьмой год. Соответственно для Хафторы большинство общин читают отрывок из 34-ой главы Йирмияху, где описывается, как в том поколении евреи сначала соблюли закон отпускания слуг, но потом снова их поработили. (Возможно, их тшува сначала была вызвана опасностью завоевания Вавилоном, см. начало этой главы, но потом, когда опасность миновала, они нарушили завет Всевышнего). За это Всевышний сообщил, что Он накажет нас изгнанием и порабощением (мида кенегед мида). Т.к. мы не хотим заканчивать на плохой ноте, то у большинства общин принято в конце прочитывать два последних стиха предыдущей главы (33:25-26: àÄí ìÉà áÀøÄéúÄé éåÉîÈí åÈìÈéÀìÈä). Заметим, что у Романиотов, как обычно другая Хафтора из Йешаяху, начиная со слов (56:1): «ùÑÄîÀøåÌ îÄùÑÀôÌÈè åÇòÂùÒåÌ öÀãÈ÷Èä» (храните правосудие и творите справедливость). На практике, Хафтору к главе Мишпатим читают очень редко, т.к. обычно наша глава попадает либо на Паршат Шекалим, либо на Рош Ходеш или Эрев Рош Ходеш первого Адара.    

Где в Торе упоминается запрет сплетничать?

В нашей главе сказано (Шемот 23:1): «He внимай пустой молве», и согласно Хазаль это включает запрет слушать злословие, а также запрет злословить (см. Песахим 118а, см. также предисловие к Хафец Хаиму, вторая заповедь). Также в главе Кедошим (Вайикра 19:16): «Не ходи сплетником в твоем народе». Существует также мнение (см. Кетубот 46а), что стих в главе Ки Теце (23:10): «берегись всего дурного» (åÀðÄùÑÀîÇøÀúÌÈ îÄëÌÉì ãÌÈáÈø øÈò).

Когда разрешается делать обычную работу в Холь Амоэд, чтобы избежать финансового ущерба?

Один из основных видов работ, разрешенных в Холь Амоэд – это «двар хаавед» - работа во избежание большой финансовой потери. Но Талмуд нас учит два существенных исключения: нельзя специально оставлять работу на Холь Амоэд (Моэд Катан 11а) и даже когда разрешили работать в Холь Амоэд, запретили «тирха йетера» – особо обременительную работу (Моэд Катан 4б, см. Орах Хаим 537:2). Тем не менее, из нашей сугии (Моэд Катан 11б-12а, см. Орах Хаим 538:1 и Мишна Беруру 538:6) выглядит, что в случаях особо крупного ущерба, разрешается работать, даже если это большая тирха (см. также Сефер Ахинух, 323, см. подробное обсуждение в Книге «Холь Амоэд Кехилхета», стр. 59-60, но см. Ритва к Моэд Катан 12а, и Бет Йосеф к главе 538, которые по другому разделяют между нашей сугией и началом трактата).

А можно ли просить нееврея делать работу в Холь Амоэд?

Из нашей сугии (Моэд Катан 12) учится, что запрещено даже просить нееврея сделать нам работу в Холь Амоэд (см деталь в Шулхан Арухе, Орах Хаим, глава 543).

Когда Израильтянину можно уезжать временно из Израиля?

Из нашей сугии (Моэд Катан 14а) некоторые учат запрет выезжать (даже временно) просто так из Израиля, когда в этом нет мицвы и это не требуется ради работы (или чтобы повидать друзей, см. Мишна Берура 531:14). В Талмуде обсуждается, что если человек приехал из заморского плавания, то ему можно постричься в Холь Амоэд, но только если он ездил «берешут» (с разрешения). Из Талмуда выходит, что если человек путешествовал лишь для развлечения, то т.к. он не выезжал «берешут» (у него не было разрешения на поездку), то нельзя теперь стричься в Холь Амоэд. Раавад приводит из Иерусалимского Талмуда, что имеется в виду путешествие вне Земли Израиля (хотя ГР”А имеет другую интерпретацию, и он пишет, что из Иерусалимского Талмуда выглядит, что весь этот запрет относится только к коэну, но из Вавилонского Талмуда в конце Кетубот выглядит, что запрет относится ко всем, см. также Гитин 42б и 72б, см. Раши там же).

Что значит Мероз (îÅøåÉæ) в песне Деворы (Шофтим 5:23)?

После победы над Сисрой, Девора пела хвалебную песню, где упоминала и еврейских героев этого сражения, и тех, кто «отличился» в плохом смысле. В том числе, она упомянула (Шофтим 5:23): «Прокляните Мэроз, – сказал посланец Всевышнего». В Талмуде (Моэд Катан 16а) приводятся два мнения: Мероз – это человек или звезда. Но согласно простому смыслу, видимо это был город, который не принял участия в войне с Сисрой (см. Радак, Ралбаг, Малбим  и Мецудат Давид), и так выглядит из продолжения слов Деворы: «Прокляните, прокляните жителей его, ибо не пришли они на помощь среди героев» (но Рав Пинхас Элияху Хоровиц в Сефер Абрит 1:3 приводит именно отсюда «доказательство» что существует жизнь на других планетах!)

За что служанка Реббе отлучила человека?

Талмуд (Моэд Катан 17а) сообщает о том, как служанка Реббе увидела человека, который бил взрослого сына, и за это его отлучила.

Предыдущая глава