Талмудический Винегрет. Глава Йитро, Талмуд, Моэд Катан 4-10.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Владимир бен Хеня.

Самая частая фраза в Торе: «Ваедабер Ашем Эль Моше Лемор». А где в нашей главе встречается фраза «Ваедабер Э-локим?» А где еще встречалась подобная фраза?

Перед «Десятью Изречениями» (Асерет Адварим) Тора говорит (Шемот 20:1): «Вайидабер Э-локим» (И сказал Всевышний следующие слова, говоря: …) Фраза «Вайидабер Э-локим» встречается по отношению к Ноаху (Берешит 8:15), когда Всевышний повелел ему выйти из ковчега, и по отношению к Моше, в начале главы Ваэра (Шемот 6:2, см. Раши там). Также похожая фраза «Вайидабер ито Э-локим» используется по отношению к Аврааму (Берешит 17:3). 

А почему здесь используется Имя Э-локим?

Раши объясняет от имени Мехилты, что Э-локим указывает на строгий атрибут суда, потому что Всевышний накажет тех, кто не соблюдает эти заповеди (см. Также каббалистическое объяснение у Рамбана и Р. Бахье).

А какое Имя используют Арамейские переводы этого стиха?

Интересно, что Арамейские переводы используют Главное Четырехбуквенное Имя. Таргум Онкелос и Таргум, который предписывается Йонатану, переводят  åîìéì ä', а Таргум Йерушалми: åîìéì îéîøà ãä' (и сказано было словом Ашема). Заметим, что арамейские переводы обычно переводят Э-локим, как Ашем, но когда в Торе написаны эти два Имени вместе, то тогда и в Арамейских переводах используют оба Имени.

Является ли запрет работать в Холь Амоэд запретом Торы?

Существует диспут на этот счет (см. Мишна Берура и Биур Халаха к главе 530, а насчет того, к какому мнению склоняется Рема в Шулхан Арухе, есть диспут, см. Маген Авраам, ГРА и Мекор Хаим).

В нашей сугие Талмуда (Моэд Катан 7б) приводится мнение, что мецора на карантине мог иметь отношения с женой, и что так забеременела Йотамом жена царя Узии, когда ее муж был проказным. Откуда мудрецы это знают? А почему вообще Узия стал проказным?

Книга Дивре Аямим (2:26:16-21) описывает, как Узия решил принести воскурение (кеторет) в Храме, и за то Всевышний покарал его, и проказа появилась у него на лбу. (Даат Софрим объясняет, что Узия поддержал мнение Йеравеама и большинства людей, что Иерусалим – это не то место, которое Всевышний выберет, и поэтому Храм в Иерусалиме – это просто большая Бама, где могут служить не только коэны). Подсчет возраста Узии базируется на том, что пророк Йешаяху позже предскажет (7:8), что через 65 лет Северное Государство Эфраима будет изгнано. Так как слова Йешаяху были сказаны при царе Ахазе, и Израилю тогда уже оставалось намного меньше 65 лет, то Хазаль интерпретируют, что эти 65 лет отсчитываются от пророчества Амоса (7:17), что  Израиль будет изгнан со своей земли (см. Тосафот к нашей сугие и Раши к Йешаяху 7:8 от имени Седер Олам, 28). Амос же пророчествовал за два года до землетрясения (Амос 1:1, см. также Раши и Ибн Эзра), которое по мнению Хазаль произошло, когда Узия зашел в Храм (см. также Зехария 14:5, см. также Раши к первому стиху Йешаяху). Так как изгнание Северного Государства произошло в шестой год правления Хизкияху (Мелахим 2:18:10), и так как Йотам и Ахаз правили по 16 лет, то значит, пророчество Амоса было 65-6-16-16=27 лет до конца правления Узияху, а значит Узияху стал проказным за 25 лет до конца правления. Т.к. Йотаму было 25 лет, когда он взошел на престол (Мелахим 2:15:33), получается он родился в год, когда его отец стал проказным (но возможно беременность произошла еще до того, как Узия стал проказным, см. Тосафот к нашей сугие, и действительно здесь приводится мнение, что проказному запрещено иметь отношения с женой).

Почему нельзя жениться в Холь Амоэд? А можно ли жениться в день до праздника? А можно ли жениться в Пурим?

Талмуд (Моэд Катан 8б) учит нас, что нельзя смешивать разные радости. (Так, например, Шломо устроил отдельно праздник по поводу инаугурации Храма, а потом евреи праздновали Суккот, но нельзя было совместить эти два праздника.) Кроме этого, свадьба требует больших приготовлений, которые бы отняли от святости Холь Амоэда. Вдобавок, если бы разрешили жениться в Холь Амоэд, многие бы специально откладывали это мицву до Холь Амоэда, когда все равно люди свободны, и люди бы не женились бы в другие времена.

Когда можно шить в Хол Амоэд? А что если оторвалась пуговица?

Талмуд (Моэд Катан 8б, 10а) учит нас, что шить можно только непрофессиональным образом, и только если это требуется для Холь Амоэда или праздника. Например, если порвалась одежда, можно неровно подшить ее, если она требуется для праздников. А если оторвалась пуговица, и эта одежда нужна для праздника, то можно ее пришить либо используя две дырочки вместо четырех, или поменяв немного ее место. Если все это невозможно, то некоторые разрешают пришить левой рукой (см. Беэр Моше 7:95, см. там также обсуждение насчет декоративных пуговиц).

Предыдущая глава