Талмудический Винегрет. Глава Тецаве, Талмуд, Назир 34-40.

 

Лерефуа Шлема Шель Михаил бен Рахель.

На камнях Хошена (нагрудной повязки) первосвященника были выгравированы все буквы алфавита, но на двух камнях Эйфода (другой одежды первосвященника) были не все буквы алфавита. А каких букв не хватало?

Наша глава описывает восемь особых одежд первосвященника, и особое место занимают две одежды, соединенные вместе: Эйфод и Хошен. Хошен – был на груди, а Эйфод надевали сзади, и прикрепляли к Хошену через лямки, которые шли над плечами. При этом в наверху (что-то вроде запонок) было два одинаковых камня – Шохам (может быть оникс или берилл). В Хошене было всего двенадцать камней, (один из которых тоже был Шохам, и по многим мнениям он соответствовал колену Йосефа). И на двенадцати камнях Хошена, и на двух камнях Эйфода, были выгравированы имена всех колен Израилевых. При этом некоторых букв не хватает, и Талмуд (Йома 73б, см. также пометки ГР”А) сообщает, что на Хошене также были выгравированы имена Авраама, Йицхака и Якова и слова «Колена Йешуруна». Таким образом, все буквы были на Хошене, и они светились, когда Коэн Гадоль концентрировался на мистических Именах в Урим и Тумим. Но на двух камнях Эйфода были высечены только имена колен (по шести на каждом, см. Сота 36), а значит, не было букв Хет, Тет, Цади и Куф. Надо заметить, что хотя обычно для пророческих ответов использовали буквы камней Хошена, но из Танаха (см. Шмуэль 1:23:9) выглядит, что и камни Эйфода возможно иногда использовали для этой цели (видимо пропущенные буквы встречаются достаточно редко, и в большинстве случаев без них можно обойтись). 

В нашей Мишне (Назир 34б) упоминается необычный спор мудрецов по отношению к значению слов в Письменной Торе. В Торе сказано, что Назиру нельзя даже есть косточки и кожуру винограда. Р. Йехуда считает, что слово «харцаним» значит кожуру, а «заг» - косточку, а Р. Йосе считает наоборот (и так в современном иврите, «харцаним» значит косточки). Р. Йосе дает на это «симан» (знак, подсказку): колокольчик у животного называется «заг» (и напоминает внешнюю часть виноградинки). Интересно, что Р. Реувен Маргориус (Ницуце Ор к нашей сугие) считает, что здесь допущена ошибка переписчика, и именно Р. Йехуда считает, что «харцаним» - это косточки, а «заг» - это кожура. Ведь Р. Йехуда обычно дает на все «симаним» (и как мы говорим в Пасхальной Агаде: Р. Йехуда давал на десять козней симаним: ãö"ê òã"ù áàç"á).

Принимают ли в наше время металлы вкус пищи?

Наша сугия (Назир 37б) обсуждает причину на кошеровании трофейных сосудов после войны с Мидьянетянами (см. Бемидбар 31:23). Согласно Р. Акиве (и так следует Халаха), из Торы запрет на «вкус, который впитался в стенки сосуда» относится только в течение суток после использования. После этого этот вкус портится, и пища, которую варят в этой посуде, будет из Торы разрешена, но раввины запретили готовить в некошерной посуде, даже если ее не использовали более 24 часов. Заметим, что после факта, если уже сварили в кастрюле, которою сутки не использовали, пищу можно есть (но саму кастрюлю в любом случае нужно кашеровать, если ее собираются снова использовать для приготовления пищи). В наше время, многие виды металла  (сталь, нержавейка), практически не впитывают вкус пищи, и некоторые раввины считают (на базе исследований профессора Дрора Фикслера), что даже если не прошло 24 часов, и в некошерной посуде из таких материалов сварили пищу, ее можно есть. Но другие раввины спорят с этим, и считают, что закон остался таким же (см. подробное обсуждение в Тшувот Веханхагот 5:115).

Талмуд (Назир 38а) сообщает нам про многие законы, где нужен объем в «ревиит» (досл. «четверть», имеется в виду четверть «лога», объём «ревиит» оценивают обычно от 86 до 150 кубических сантиметров). Например, Пасхальные Стаканы вина должны вмещать ревиит. Интересно, что Шулхан Арух (Орах Хаим 210:1) постановляет, что после питья напитков, благословение делается, только если выпили ревиит, но Талмуд это открыто не упоминает, и есть другие мнения среди Ришоним. Поэтому Шулхан Арух пишет, что не следует пить объем от кезаита до меньше ревиита, иначе будет неуверенность, можно ли делать броху ахрону. 

Какие виды стрижки запрещены Назиру?

Тора сообщает, что Назиру нельзя стричь волосы, и Талмуд (Назир 39а) сообщает нам, что даже один волос ему нельзя стричь. Тем не менее, только если он побрил или постриг близко к коже большую часть волос, только тогда он должен заново соблюдать тридцать дней Назирута, но если он состриг лишь некоторые волосы, то хотя он сломал запрет, его Назирут продолжается как обычно. Интересно, что в конце Назирута, Назир должен сбить все волосы головы, но не волосы бороды. Отсюда Рашба (Тшувот 1:407) учит, что и запрет стричься Назиру, относится только к волосам головы, но Назир может бриться. С другой стороны, Зоар (3:127а) считает, что Назиру нельзя стричь бороду (см. также следующий вопрос).

Можно ли брить бороду электрической бритвой?

В нашей сугие (Назир 40б, а также в конце трактата Макот), Талмуд учит, что запрет Торы мужчине бриться (Вайира 19:27, 21:5) относится только когда соблюдено два условия: Гилуах и Ашхата. Гилуах означает обычный способ бритья (в отличие, например от вырывания пинцетом). Ашхата – значит полное сбривание около кожи (в отличие от ножниц, которые не сбривают под корень). В старые времена, те евреи, которым нужно было бриться, использовали разъедающий порошок или крем, который потом соскабливали палочкой (хотя это было Ашхата - полностью уничтожало волос, но это не попадало в категорию Гилуах). Когда появились электрические бритвы (с вращающимся лезвием около сеточки), так как их принцип работы похож на ножницы, то некоторые раввины разрешили ими бриться. Но другие раввины (см. например Шевет Алеви 2:105, 4:96, 10:136, см. подробное обсуждение в книге Хадрот ПанимЗакан) считали, что бритвы, которые полностью сбривают волосы, делают Ашхату как лезвие, а значит, они запрещены (Хазон Иш проверил электрическую бритву тем, что намазал на руку чернила, и прошелся бритвой, и чернила стали сходить). Даже если электрическая бритва оставляет долю миллиметра волоса, т.к. это незаметно для глаза, в Халахе это не считается. Заметим, что с тех пор выпустили много разных видов бритв, и даже те раввины, которые мягки в этом вопросе, разрешают пользоваться не любой электрической бритвой. Согласно учениям Кабалы Аризаля (Шаар Амицвот, Кедошим) не следует даже стричь бороду, и что третий Хабад РеббеЦемах Цедек (Йоре Деа 93 см. также Сефер Ахинух 252) считал, что и по букве закона это запрещено так же, как запрещено мужчине носить женскую одежду и все виды поведения, которые типичны для женщин (см. Назир 59а, см. также Йоре Деа 182:1). Тем, не менее, в Зоаре не упоминает запрет стричь бороду (см. также ГР”А, Йоре Деа 181:18 от имени Идра Рабба). Более того, из сказанного выше выглядит, что Зоар запрещает стрижку броды только Назиру. 

Предыдущая глава