Талмудический Винегрет. Главы Тазриа - Мецора, Талмуд, Сота 18-24.

 

Лерефуа Шлема Шель Михаил бен Рахель и Раиса бат Соня.

Обычно слово «один» в мужском роде огласовывается как Эхад (а в женском – Ахат). А бывает ли, что в мужском роде это слово произносится через гласную «патах» (Ахад)?

Да. В нашей главе (Вайира 13:2) говорится: «Если у человека будет на коже его тела пятно … то будет приведен он к Аарону — священнослужителю или к одному àÇçÇã из его сыновей, священнослужителей». Здесь мы имеем дело со «смихут», когда одно слово присоединяется к другому, т.е. не просто «один» а «один из сыновей» Ахад Мибанав». Так же, например, в Берешит (21:15) «под àÇçÇã одним из кустов» (см. еще примеры: Берешит 22:2, 37:20, 49:16, Бемидбар 16:15, Деварим 12:14, 15:17, 16:5).

Что за цвет «адамдам» упомянут в нашей главе?

Слово «адамдам» конечно происходит от слова «эдом» - красный. Согласно Хазаль, «адамдам» - это очень красный цвет, но Ибн Эзра приводит мнение, что это наоборот красноватый оттенок.

В наших главах описывается цараат на коже человека, цараат одежды и цараат домов. Но только в одном случае для полного очищения требуются жертвы. В каком?

Только в случае человека, который был «мецора», когда он очистился, он приносит три жертвы: Ола, Хатаат и Ашам (а за семь дней перед этим делается процедура с птичками, но они не являются жертвами). В случае дома, делается процедура с птицами, но никаких жертв не приносят. А в случае одежды вообще нет никаких процедур «ритуального очищения», и если пятно сошло, то одежду просто стирают, а если пятно не сходит за две недели, прокаженную одежду сжигают.

В случае очищения мецоры, Тора предписывает разные жертвы в зависимости от того, насколько он богат? Какие именно?

Существует несколько случаев, когда Тора предписывает так называемые жертвы «Олэ Вейоред» - поднимающиеся (в цене) и понижающиеся. Некоторые примеры жертвы Хатаат были описаны в Главе Вайикра. Там было предписано три варианта: в случае богатого, приносилось животное, в случае бедного – две птички, а совсем бедный приносил муку. В наших главах описаны еще два примера «Олэ Вейоред». В начале Главы Тазриа приведен пример роженицы, которая приносила птицу и животное, но если семья бедная, то она приносила двух птиц. А в случае очищения мецоры, если он богат, он приносил три животных, а бедняк приносил двух птиц и одно животное (Жертву Ашам невозможно было поменять на птицу). Заметьте, что в обоих случаях, Тора не предписывает муку в случае особой нищеты.

Почему Сота говорит Амен дважды?

Одно из объяснений: даже если она не изменила мужу в этот раз, но изменила в другой раз (и даже с другим мужчиной), вода Соты все равно подействует.

Как известно, еврейский закон запрещает физический контакт между запрещенными мужчинами и женщинами. В том числе не рекомендуется пожимать руки. А что делать, если религиозной женщине протянул руку мужчина, или наоборот мужчине протянула руку женщина?

Это очень непростой вопрос. В нашей сугие (Сота 19а) приводится, что во время процедуры Соты, коэн должен был вместе с Сотой трясти ее мучную жертву. Тосафот (19а со слов «Векохен») приводят от имени Иерусалимского Талмуда, как это можно делать? Сначала приводится мнение, что для этой процедуры брали пожилого коэна. Но потом говорится, что т.к. это недолгая процедура, то подобный контакт разрешен. Казалось бы, тогда и пожать руку, было бы не запрещено, во всяком случае, если рука уже протянута, и если ее не пожать, человек может обидеться. Тем не менее, существует различие между процедурой Соты и пожиманием рук. Ведь руки пожимают, чтобы именно сблизиться, в то время как процедуру Соты делают просто, чтобы выполнить заповедь (Тнуфа по отношению к мучному приношению). Так же, например многие раввины разрешают еврейскому доктору мужчине трогать пациенток женщин (и наоборот, женщине пациента мужчину), т.к. доктор «занят своей работой». Но в случае протягивания руки, цель именно сближения полов, поэтому советуют как-то избежать этого (например, держать что-то в руке, или сказать, что из-за болезней боишься кого-то заразить, особенно сейчас во время ковида). Тем не менее, некоторые раввины разрешают пожать протянутую руку (см. например статью Рава Йехуды Херцеля Хенкина в четвертом томе журнала Хакира).

В Мишне (Сота 20а) приводится мнение Бен Азая, что дочь следует обучать Торе, и мнение Р. Элиэзера, который запрещает обучать женщин Торе. А как, по мнению Рабби Элиэзера женщина может соблюдать заповеди, если не обучать ее Торе? А какому мнению следует закон?

Разумеется, по всем мнениям женщина должна знать законы, иначе просто невозможно их соблюдать (см. Йоре Деа 246:6). Что касается остальных частей Торы, Шулхан Арух (там же) постановляет халаху как Р. Элиэзер, хотя среди Ришоним существовало мнение Р. Йешаи Младшего (Риа”з), что халаха следует мнению Бен Азая. В любом случае, в последних поколениях принято обучать девочек Торе, и в современном мире по-другому просто невозможно (см. например пометки Хафец Хаима в Ликуте Халахаот к нашей Сугие в Сота, Мознайим Лемишпат 1:42, Циц Элиэзер 9:3). В последние сто лет, школы «Бет Яков» буквально спасли целое поколение евреек и евреев. Разумеется, когда  женщина изучает Тору, она получает за это награды (Шулхан Арух, там же, и даже нееврей, если изучает те части Торы, которые  к нему относятся, т.е. Семь Заповедей Ноаха, получит награду, см. Санхедрин 49а).  

Мишна (там же) учит: глупый Хасид и хитрый злодей уничтожают мир! Кто такой глупый Хасид? Наш Талмуд (Сота 21б) приводит такой пример: он не хочет спасать тонущую женщину, боясь увидеть ее наготу. А в Иерусалимском Талмуде приводится еще пример: увидев тонущего ребенка, он сначала снимает Тефилин, прежде чем прыгнуть в реку, а за это время ребенок может погибнуть.

Царь Янай перед смертью завещал жене не бояться Перушим, и тех, кто не Перушим, но больше всего опасаться лицемеров, которые поступают как Зимри, а хотят награду Пинхаса (см. также Р. Руевен Магругиос, что речь идет не о том Зимри, которого убил Пинхас, а о другом Зимри, см. Мелахим 1:16).

Предыдущая глава