Талмудический Винегрет. Глава Шмини, Талмуд, Сота 4-17.

 

Лерефуа Шлема Шель Михаил бен Рахель и Раиса бат Соня.

В нашей главе описываются кошерные и некошерные виды разных живых существ, в том числе рыб. А почему религиозные евреи едят красную икру, и не едят черную икру?

На самом деле данный вопрос не так прост, как кажется. Общий принцип Талмуда (Бехорот 5б): все, что выходит из некошерного – не кошерно, а из кошерного – кошерно. Получается, чтобы определить кошерна ли икра, нужно определить кошерна ли сама рыба, т.е. имеет ли она чешую, которую можно отодрать, не срывая кожи (см. Рема, Йоре Деа 83:1). Красную икру добывают из лосося, и она кошерна, а черная икра бывает из разных рыб, включающих некошерные породы (см. также Бет Йосеф 83:8, что красная икра по умолчанию кошерна, но обычай не есть черную икру). Основная черная икра добывается из осетра, и у этой рыбы есть покрытие кожи, которые подобно чешуе. Тем не менее, эту «чешую» трудно отколупать (хотя это возможно, если сначала отмачивать ее в кипятке, или в воде с пеплом). Мудрецы разделись во мнениях (см. Питхе Тешува 83:1), является ли такая псевдо чешуя «чешуей», и обычай следовать строгому мнению (кстати, ученые тоже называют такое покрытие не чешуей, а костными пластинами).

А откуда мы знаем, что можно есть куриные яйца?

Курица (Тарнеголет) не упомянута нигде в Танахе (хотя по некоторым мнениям, слово Сехви в Книге Иова 38:36 значит «петух»). Тем не менее, в Талмуде курицы упоминаются много раз, и наши мудрецы всегда ели куриное мясо и куриные яйца. (Большое счастье, что курица кошерна, иначе мы не могли бы купить у неевреев даже майонез). Курица не появляется в списке некошерных пород в нашей главе, и у нее есть все знаки кошерности описанные в Талмуде (Хулин 61-62).

А если нееврей приготовил пищу из яиц, нужно ли нам беспокоиться, что он использовал некошерные яйца, или что в яйцах была кровь?

Сегодня, в странах, где мы живем, неевреи используют куриные яйца, и остальные яйца почти не встречаются. Более того, если яйца не проверяли на наличие крови, то после факта можно есть пищу, в которую они попали, (а в наше время, яйца обычно неоплодотворенные, и их вообще необязательно проверять на наличие крови). Поэтому Шулхан Арух (Йоре Деа 112:6) пишет, что если нееврей испек хлеб на тесте, которое содержит яйца, то его можно есть тем, кто вообще едят хлеб нееврея (но многие не едят нееврейских хлеб, если еврей не зажег огонь печи). Тем не менее, если нееврей сварил яйца, и еврей не включал огонь (или хотя бы огонь от которого нееврей зажег газ – pilot light), то тогда яйцо запрещено, как пища, приготовленная неевреем (Йоре Деа 113:14). Но нееврейский майонез не содержит вареных яиц, и в принципе кошерен. (Конечно в наше время любая пища, сделанная нееврейской фирмой или фирмой, которой владеют нерелигиозные евреи, требует Хашгаху – проверку раввинов на наличие некошерных ингредиентов).  

Есть ли проблема "йихуда" (уединения) мужчины с женщиной в лифте?

В нашей сугие (Сота 4а) обсуждается, какое время йихуда создает возможность, что могли произойти запрещенные отношения, и халаха следует мнению, что это время, за которое можно зажарить яйцо и съесть (см. Эвен Аэзер 178:4). На практике, обычно в лифте не находятся такое время (см. например Минхат Йицхак 4:94).

Почему некоторые утверждения по отношению к мытью и вытиранию рук перед едой хлеба попали в Трактат Сота?

В нашей сугие (Сота 4б) Талмуд учит много Драшот из стиха в Мишле (6:26): «Потому что из-за женщины блудной до буханки хлеба, а замужняя женщина душу дорогую ловит». Одна из Драшот сравнивает еду хлеба, не помыв руки, с отношениями с блудницей! Возможно, корень этих грехов в чем-то похож: нетерпение и потакания желаниям (увидел хлеб и съел, хотя не было воды, чтобы помыть руки; увидел женщину, и захотел ее, и переспал с ней).

В нашей сугие (Сота 4б-5а) описывается, как противна гордыня. Гордец как бы забывает о Самом Творце, как сказано (Деварим 8:14): «И высокомерным станет сердце твое, и забудешь ты Всевышнего». А скромному человеку прощаются его грехи, и его молитвы принимаются благосклонно! (Недаром мы молимся после каждого Шмоне Эсре, чтобы Всевышний помог нам быть скромными.)

На что надеялась женщина, которая знала, что измелила мужу, и все равно соглашалась выпить воду Соты?

Рамбам (Сота 2:8) пишет, что если мужчина хоть раз в жизни имел запрещенные отношения, то вода Соты не проверяет его жену. Возможно, женщина, которая изменила мужу, думала, что и ее муж не лучше, и надеялась, что ее не покарает вода Соты. 

Тора описывает, как дочь фараона  спустилась к реке «и увидела короб в тростнике, и послала свою рабыню àîúä, и та взяла его». На самом деле, в нашей сугие (Сота 12б) приводится и альтернативное мнение, как переводить слово àîúä, и так пишет Раши: àîúä: свою рабыню, но наши учителя толковали это слово как означающее «рука», но тогда, согласно грамматическим правилам следовало бы написать Мем через дагеш, и Алеф через Патах (а у нас написан Алеф через Хатаф Патах и Мем без Дагеша àÂîÈúÈäÌ, см. Минхат Шай). На самом деле, Р. Саадия Гаон и Таргум Онкелос тоже считали, что здесь имеется в виду ее рука (в самом свитке Торы конечно нет Дагешй и гласных). Согласно этому мнению, как продолжает Раши, здесь произошло чудо: ее рука вытянулась на несколько амот (чтобы она могла дотянуться до Моше). Р. Реувен Марголиус (Ницуце Ор и Шем Олам, 123) считает, что данный диспут между Р. Йехудой и Р. Нехемией, связан с более фундаментальным диспутом: искать ли в Торе чудеса там, где можно интерпретировать стихи без особого чуда?

Согласно Агаде в нашей сугие (Сота 12а), мужем Мирьям был Калев бен Йефуне (который был ее намного младше, и женился на ней Лешем Шамаим – рази Небес). (Заметим, что Хазаль здесь считают, что Калев бен Йефуне и правнук Йехуды Калев бен Хецрон – это один и тот же человек). Согласно этому, Хур (упомянутый в конце Главы Бешалах 17:10-12, и в Главе Мишпатим 24:14) был сыном Мирьям. Согласно Хазаль это был тот Хур, который являлся дедушкой Бецалеля (см. Шемот 31:2) и согласно этому Бецалель был молодым юнцом, когда был назначен Всевышним, заправлять построением Мишкана (см. Санхедрин 69б). С другой стороны, Йосеф Флавий (Иудейские Древности 3:2:4) приводит традицию, что Хур был мужем, а не сыном Мирьям. Интересно, что другая Талмудическая Агада (Мегила 13а, Санхедрин 19б) утверждает, что Калев женился на дочери фараона, которая когда-то спасла Моше.

Почему Минха Соты из ячменя, а не из пшеницы?

Мишна учит нас, что приношение Соты подобно пище животного, т.к. то, что она сделала подобно поведению животного. (Хотя возможно она не изменила мужу, в любом случае она поступила очень скверно, уединившись с мужчиной, с которым муж ее уже подозревал, и предупредил не уединяться.) 

Предыдущая глава