Талмудический Винегрет. Главы Тазрия-Мецора, Талмуд, Трактаты Шекалим стр. 21-22, Йома 2-6.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Владимир бен Хеня.

В начале нашей главы в стихе (Вайикра 12:4) слово èäøä написано дважды, но значения этих слов отличаются. В чем именно различие, и как это отражается в произношении?

В первом случае написано  èÈäÃøÈä – «чистота». Последнее слово èÈäÃøÈäÌ имеет мапик в букве хей, и означает «ее чистота» (см. Раши). (Мапик – точка в букве хей, это не дагеш, и функция такой точки показать, принадлежность женского рода). При произношении èÈäÃøÈä, конечная буква хей не произносится (произносят только гласную), но если стоит мапик, хей произносят (как английскую букву h, т.е. разница между произношением этих слов – таhара - таhараh).  

Как известно, «некудот» (гласные) в самих Свитках Торы не пишутся, и являются частью устного закона. Если бы не некудот, мы не могли бы даже знать, сколько времени женщина запрещена мужу после рождения девочки. В Торе (Вайикра 12:5) написано ùÑÀáËòÇéÄí (швуайим) – две недели, но то же слово, если его огласовка ùÑÄáÀòÄéí  (шив’им) значит 70 [дней] (см. Санхедрин 4а).

Что означает «корбан олэ вейоред», где упоминается этот термин, и какие из этих видов жертв упомянуты в наших главах?

В признаниях грехов в Йом Кипур, мы упоминаем, в том числе грехи, за которые мы были бы обязаны принести «÷ÈøÀáÌÈï òåÉìÆä åÀéåÉøÅã» (досл. жертву, поднимающуюся и опускающуюся [в цене]). Большинство жертв в Торе предписаны вне зависимости от богатства хозяина, но есть некоторые приношения, когда Тора предписывает бедному принести более дешевую жертву. Раввины называли эти виды жертв «олэ вейоред». Таких случаев всего пять (см. Мишну в Критот 2:4, но Рамбам в Ш’гагот 10:1 засчитывает всего шесть, т.к. он считает отдельно случай нечистого человека, который ел жертвы, и нечистого, который зашел в Храм). Два из них упомянуты в наших главах – роженица (Вайикра 12:8), и бывший мецора (Вайикра 14:21), а остальные описаны в пятой главе Книги Вайира. 

Что делают в наше время с первенцами животных?

Последняя Мишна в Трактате Шекалим сообщает нам, что законы первенца относятся и в наше время (хотя приносить жертву невозможно). Поэтому приходится ждать, пока у животного появится дефект, и тогда его едят (первенец отдается коэну, но есть его может не только коэн). В наше время принято продавать беременную маму нееврею, и тогда у детеныша не будет святости первенца.

Мог ли коэн гадоль иметь более одной жены?

Во время Йом Кипура у Первосвященника должна была быть ровно одна жена. Это учится из слов Торы: он искупит за себя и за свой дом (Вайикра 16:6), т.е. у него один «дом» а не два. Что касается возможности первосвященнику иметь две жены в другое время года, Рамбам (Исуре Биа 17:13) запрещает это, а Раавад предполагает, что это не запрещено, но не следует так делать, чтобы не пришлось разводиться перед Йом Кипуром. Многие Ришоним (Раавад в асагот к этому месту, Тосафот Йешаним, Рош и Ритва к Йома 13) обсуждают также стих из Дивре Аямим (2:24:3) из которого выглядит, что Йехояда женился на двух женах (хотя не совсем ясно, служил ли Йехояда первосвященником в этот момент). Но существует другая интерпретация этого стиха, что Йехояда не сам женился, а женил своего подопечного – Царя Йехоаша на двух женах (см. Вопросы и ответы Хатам Софер, Эвен Ээзер, но см. Бирке Йосеф Эвен Аэзер 31:7).

Является ли Шмини Ацерет частью праздника Суккот?

Во многих аспектах Шмини Ацерет считается отдельным праздником, и это уже не Суккот (см. Йома 2б-3а).

Будут ли приносить жертвы до прихода Машиаха?

Существуют разные мнения на этот счет, но наша сугия (Йома 5б) подразумевает, что только после возвращения мертвых к жизни, возобновится Храмовая служба (см. также следующий ответ).

У первосвященника многие из одежд содержали лен и шерсть. А какая одежда обычного коэна содержала шатнез?

Обычный коэн носил во время службы в Храме всего четыре одежды. Три из них были льняные, но в Талмуде приводится диспут (Йома 6а, 12б) насчет того, какой пояс носил обычный коэн? Рабби Элазар, сын Р. Шимона бар Йохая, что пояс был изо льна, но согласно Рабби Йехуда А-Наси, пояс обычного коэна, как и пояс Коэн Гадоля содержал шатнез. Обычно халаха следует мнению Ребби когда он спорит со своим коллегой, и поэтому Рамбам (К’ле Амикдаш 8:1) постановляет, что пояс священников был изо льна и разноцветной шерсти (кстати, это еще одна из причин, почему в наше время практически невозможно возобновить жертвенные приношения, ведь мы не знаем как сегодня сделать пояс, содержащий техелет, аргеман и другие виды редких красочных тканей, а без правильной одежды служить в Храме невозможно.) 

Предыдущая глава