Талмудический Винегрет. Глава Шемини, Талмуд, Трактаты Шекалим стр. 7-20.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Владимир бен Хеня.

 

Где в нашей главе упоминается слово дядя? А где еще в Танахе упоминается это слово?

В нашей главе упомянут дядя Аарона Узиэль (Вайикра 10:4). Интересно, что в Сифра и в Таргум Йонантан похоже это слово понимается не просто как дядя а именно как близкий, любимый человек (, см. также Аэмек Давар). Существует мнение, что Узиэль был учителем Аарона (см. Лемехасе Атик). Слово дядя упоминается не раз в Танахе, например, в контексте запрещенных связей (см. Вайикра 20:20), в контексте выкупа еврейского слуги родственниками (Вайикра 26:49), также упоминается дядя Шауля (Шмуэль 1:10:14), последний царь Йехуды Цидкияху, который был дядей предыдущего царя (см. Мелахим 2:24:17), в Книге Эстер (2:7,15) упоминается, что Мордехай был сыном дяди Эстер (в Библейском Иврите нет слова специального выражения для кузена двоюродного брата).

В нашей главе, в списке некошерных млекопитающих упомянута свинья (). А где в Танахе упоминаются кабаны, и является ли кабан видом свиньи?

В Псалмах упоминается свинья из леса (Техилим 80:14, раввины также использовали выражение хазир хабар - дикая свинья). Хотя в этом стихе имеется в виду кабан, в словах Хазаль возможно иногда использовали подобное выражение для гиппопотама (см. Авот ДеРабби Натан 43:4). В любом случае, раз Тора описывает только один вид животных, у которых раздвоены копыта, но они не жуют жвачку, то наверняка свинья и кабан считаются одним семейством (как и в современной зоологии).

А где упоминается имя собственное ?

В двух местах в Танахе (Нехемия 10:21 и Дивре Аямим 1:24:15) упоминается имя , но оно огласовано как Хезир (а не хазир - свинья).

В поколении Давида над ним издевались, говоря: когда уже будет построен Храм (в смысле, когда уже он умрет, и его сын построит Храм). Всевышний сказал Давиду: мне более угодна твоя праведность и суд чем жертвы которые будут приносить в Храме, который построит твой сын (Шекалим 7б, см. также Талмуд Бавли, Макот 10а, где приводится похожая Агада, но там говорится что Всевышнему наиболее угодно изучение Торы Давида) .

Где в Мишне упомянуты греческие буквы?

Многие наши мудрецы хорошо знали классический греческий язык, и Реббе даже предпочитал его арамейскому (см. Сота 49б, Бава Кама 83а). А в нашей Мишне (Шекалим 3:2) приводится мнение, что даже в Храме использовали греческие буквы, чтобы обозначить контейнеры, в которых хранили Святые Шекалим! В других местах в Минше встречаются упоминания греческих букв, в основном для иллюстрации определенной формы (см. Мидот 3:1, Келим 20:7 и 28:7 см. также Менахот 8:1).

Годится ли для Кидуша и четырех стаканов вареное вино?

В Шулхан Арухе (272:8) приводится два мнения на этот счет, и обычай следовать мягкому мнению. Наша сугия (Шекалим 8б) тоже поддерживает это мнение (см. также Тосафот, Бава Батра 97а).

Каков объем ревиита в кубических сантиметрах?

Иерусалимский Талмуд (Шекалим 9а и в параллельных сугиях) приводит объем ревиита как 2 пальца на 2 пальца на палец с половиной и третью пальца, т.е. 7 и 1/3 кубических пальца. Эцба это ширина больного пальца, то, что обычно называется дюймом, inch по-английски, но в разных странах были разные дюймы, английский дюйм немного более 2 см, а эцба времен Хазаль по оценке Хазон Иша 2.4 см, а по оценке Рава Хаима Наэ 2 см. Но Вавилонский Талмуд (Песахим 109а) считает, что ревиит это объем в 2 пальца на 2 пальца на 2 с половиной и пятой частью пальца, т.е. 10.8 кубических пальца. Получается, по Хазон Ишу, согласно Вавилонскому Талмуду ревиит равен 10.8 умножить 2.4 в кубе, т.е. почти 150 кубических сантиметров, а по Грах Наэ чуть более 86 кубических сантиметров, но если прав Иерусалимский Талмуд, до эти шиурим почти в полтора раза меньше (100 и 60 кубических сантиметров).

Откуда мы знаем, что недостаточно самому знать, что не делаешь ничего плохого, но нужно также беспокоиться, чтобы не дать другим повод для подозрений?

Мы видим этот принцип во все Танахе: и в Хумаше, и в Невиим, и в Кетувим (Шекалим 9а).

Какой отрывок про Кеторет, который мы читаем каждый день, имеет отношение к нашей сугии?

В Сидурах напечатаны отрывки из Торы и из Талмуда, о том, как делали Кеторет. В том числе упоминается про остатки Кеторет, которое скапливались из года в год, пока раз примерно в 70 лет, их накапливалось так много, что приходилось делать лишь половину обычного объема Кеторет. А в нашей Сугие (Шекалим 11а) описывается, как именно выкупали каждый год остатки Кеторет, чтобы их можно было купить на новые Шекалим и использовать в новом году.

Что значит балшан на иврите?

В современном иврите балшан значит лингвист, но согласно Талмуду, похожее значение существовало уже в Библейские времена (см. Эзра 2:2, и Нехемия 7:7), и Мордехая называли Билшан, потому, что он был полиглотом (см. комментарии к Мишне Шекалим 5:1 и Талмуд Бавли Менахот 65а).

Сколько всего было ковчегов у нашего народа?

В нашей сугие (Шекалим 15б) приводится два мнения: Р. Йехуда бен Лакиш считает, что всего было два ковчега, но остальные мудрецы спорят с этим, и считают, что всего был один ковчег. Как ни странно, Раши (Бемидбар 10:33 от имени Сифра, Бехаалотха, 24) следует первому мнению.

Если мясо оставили без присмотра, можно ли его есть?

В нашей сугие (Шекалим 19б-20а, а также в Вавилонском Талмуде, Хулин 95а) приводится мнение Рава, что если мясо оставили без присмотра, оно становится запрещенным, но среди Ришоним есть разные мнения, следует ли халаха мнению Рава? Р. Йосеф Каро (Йоре Деа 63:1) постановляет как строгое мнение, но ашкеназим следуют мягкому мнению (Рема 63:2). Заметим, что и для сефардим, запрет не относится если человек узнает этот кусок мяса, или если у него есть какая-то необычная особенность, отличающая от другого мяса (симан).

Предыдущая глава