xТалмудический Винегрет. Глава Шофтим, Талмуд, Гитин 89-90, Кидушин 2-6.

 

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Михаил бен Рахиль.

Загадка: один раввин отказался попробовать язык, ссылаясь на заповедь из нашей главы. Какую?

Тора сообщает (Деварим 18:3), что когда режут животных, нужно отдать коэну определенные части мяса, в том числе челюсти (которые включают язык, см. Йоре Деа 61:3). Сегодня обычай полагаться на мнение, что вне Земли Израиля эта мицва не относится (см. Йоре Деа 61:21), но этот раввин не хотел полагаться на данную мягкость!

А про какой закон из нашей главы Талмуд говорит про мнение Р. Йишмаэля: «Коэн помогает коэнам»?

Другая часть мяса, которую отдают коэнам – это «Кейва» (один из желудков). Рабби Йишмаэль, который сам был коэном, считал, что жир, который находится на этом желудке, не запрещен в пищу (т.е. он не является «хелев»). На это Талмуд (Хулин 49а) сообщил: Коэн помогает коэнам!

(Деварим 18:19): «И будет: человек, который не послушает Моих слов, которые говорить будет от Моего имени, Я взыщу с него». О каком случае здесь идет речь, и как Рамбам цитирует данный стих?

Талмуд (Санхедрин 89а) объясняет, что речь идет о человеке, который не слушает признанного пророка, и так пишет Рамбам (Йесоде А-Тора, 9:2): человек, который не слушается пророка, будет наказан «смертью от рук Небес», как сказано «И будет: человек, который не послушает слов пророка, которые он будет говорить от Моего имени, Я взыщу с него». Заметьте, что Рамбам процитировал не дословно, чтобы подчеркнуть, что речь идет именно о словах пророка.

В каких случаях разрешается разводиться с женой?

В последней Мишне Трактата Гитин приводится диспут о том, когда можно разводиться с женой? Бет Шамай считают, что только если жена ведет себя нескромно и вызывающе (например, флиртует с мужчинами), то с ней можно развестись. Но Бет Хилел считают, что даже если жена плохо ведет хозяйство (например, кормит его горелой пищей) то можно было с ней развестись. Заметим, что Сефер Хасидим (380) пишет, что хотя в такой ситуации развод разрешен, но мужчина, который разводится по таким причинам, будет давать отчет перед Всевышним! Хотя обычно Халаха следует Бет Хилел, в данном случае Шулхан Арух (Эвен Аэзер 119:3) пишет, что следует избегать развода с первой женой, и если человек так поступает, даже жертвенник в Храме плачет (см. Гитин 90б, см. также Зоар 2:255а и объяснения ГР”А в Яхель Ор).  В любом случае, в наше время действует Херем Рабейну Гершома не разводиться против воли жены (см. Рема, Эвен Аэзер 119:6).

На страницах Трактата Кидушин напечатаны маленькими буквами комментарии под названием "Тосафот Ри Азакен". Что это за комментарии?

Обычно, «Ри Азакен» - имеется в виду главный мудрец Тосафот – Рабби Йицхак, правнук Раши. Тем не менее, данный комментарий не может принадлежать этому мудрецу. Считается, что этот комментарий написан одним из более поздних мудрецов Прованса (коллегой Р. Менахема Меири): Рабби Авраамом бен Йицхаком из Монпелье.

Наш Трактат начинается с Мишны, которая описывает три вида Кидушина. А в чем разница между Хупой и Кидушином?

Кидушин – это обручение, т.е. женщина становится запрещена для всех остальных мужчин, но и с женихом еще не живет, пока они не поженятся, т.е. сделают Хупу. В наше время принято делать Кидушин прямо под Хупой, но во время Талмуда, Хупу устраивали только через какое-то время после Кидушина, давая время подготовиться к свадьбе. Интересно, что, по мнению Рава Хуны, сама Хупа тоже работает на месте Кидушина. Получается, если человек завел женщину в свой дом, как жену, даже если не был сделан никакой из трех остальных видов Кидушина, она теперь его жена. Большинство Ришоним постановляют Халаху не как Р. Хуна, но Шулхан Арух (Эвен Аэзер 26:2) приводит мнение, что есть неуверенность, срабатывает ли Хупа на месте Кидушина (см. также Биур А-ГР”А). 

А какой способ Кидушина используют сегодня, и что при этом нужно сказать? А если жених сказал не всю принятую фразу, работает ли такой Кидушин?

Сегодня принято использовать только первый способ Кидушина, когда жених дает какой-то предмет (кольцо) невесте, говоря: «Харей Ат Мекудешет Ли Бетабаат Зу Кедат Моше ВеЙисраэль» - Ты со мной обручена (досл. мне посвящена) этим кольцом, как закон Моше и Израиля. Если жених не сказал «бетабаат зу», или «Кедат Моше Вейисраэль», это не страшно. Но если он забыл сказать слово «Ли» (мне), т.е. он сказал только «Харей Ат Мекудешет» (ты посвящена), то такой Кидушин не действителен, вдруг он ее посвящает не себе, а кому-то другому (Кидушин 5б). Но если в наше время во время свадьбы он забыл сказать «Ли», (или свидетели не услышали слово «Ли»), то очевидно, что это он жених данной девушки, и Кидушин срабатывает (см. Арух Ашулхан 27:1). И даже если бы он молча дал ей кольцо во время свадьбы, то это сработает после факта (см. Дивре Милкиэль 3:146). И, тем не менее, если возможно, следует сделать Кидушин заново.

Обычно жених говорит слова Кидушина, но что если сама невеста сказала, что будет обручена с ним, а он дал кольцо? А что если наоборот женщина дала мужчине предмет, а он сказал, что принимая ее подарок, он хочет обручиться с ней?

Талмуд (Кидушин 5б) заключает, что если мужчина дал кольцо, а женщина сказала, что она этим обручается, то по раввинскому закону мы «боимся» что это Кидушин. А если женщина дала предмет мужчине, то это может засчитаться как Кидушин, если он важный человек, чье принятие подарка считается почетным для дарующего. Согласно Шулхан Аруху (Эвен Аэзер 27:9), это работает, если сначала женщина сказала, что дает подарок ради Кидушина, и  мужчина принял подарок и сказал: будь обручена со мной за удовольствие, что я принял этот подарок, но Рема считает, что такой Кидушин сработает даже если женщина ничего не сказала (см. также пометку ГР”А к странице 5б).  

Что такое «матана ал менат лехахзир

В каких-то ситуациях, когда нужно что-то иметь в своем владении (например, предмет мицвы), используют т.н. «матана ал менат лехахзир» (подарок с условием, что его вернут назад). Например, в Суккот, если у человека нет четырех растений, другой может ему их «подарить», чтобы после использования ему вернули. Также, если у человека нет своего Талита, и он занимает у другого, нужно чтобы тот дал ему в «подарок» (в отличие от Тефилина, ведь Тефилином не нужно «владеть», а Талит должен быть твоим, чтобы была мицва вешать цицит). А наша Сугия (Кидушин 6б) заключает, что невозможно обручиться, если даешь кольцо, с условием, что его вернут, но можно выкупить сына пятью серебряниками, которые дают с условием, что коэн вернет назад. Тем не менее, так не следует поступать, и коэн не должен возвращать деньги выкупа, кроме как если выкупающий - бедняк (см. Йоре Деа 305:8 на базе сугии в Бехорот 51б, см. также ГР”А 305:12-13). 

Предыдущая глава