Талмудический Винегрет. Глава Шелах, Талмуд, Гитин 26-32.

 

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Михаил бен Рахиль.

Почему Моше послал 12 разведчиков, а Йехошуа только двоих?

Видимо в поколении Моше, разные колена не особенно доверяли друг другу, и каждое хотело своего «представителя». Но во время Йехошуа, евреи были более объедены, и поэтому и его разведчики были успешны (Атерет Амикра от имени П’нине Тора к Бемидбар, 13:2). Дополнительный фактор, который привел к успеху, что разведчики во время Йехошуа были посланы скромно, в отличие от шпионов во время Моше (см. также Адерет Элияху к Йехошуа 2:1).

А почему среди разведчиков не было Леви?

Так как у Леви не будет части в Земле Израиле (кроме особых левитских городов), то от них и не было представителя среди разведчиков (см. Хизкуни 13:16).

«И рассказали они ему, и сказали: Пришли мы на землю, куда ты послал нас, и действительно течет она молоком и медом, и вот ее плоды. Только могуч народ, обитающий на земле, и города его очень хорошо укреплены, а также мы там видели детей Анака (великанов)» (Бемидбар 13:27-28). Раши приводит (см. Талмуд, Сота 35а), что разведчики специально сказали сначала правду (что земля хороша, и течет молоком и медом), чтобы им поверили и когда он начнут клеветать. А откуда наши мудрецы учат это?

Объясняется в Книге Мааяна шель Тора: когда Моше посылал разведчиков, он сказал им (Бемидбар 13:18-19) «И осмотрите землю, какая она, и народ, обитающий на ней, крепок он или слаб, мал он или велик числом. И какова земля, на которой он обитает, хороша она или плоха …» Когда разведчики вернулись, им бы следовало ответить по порядку (см. Авот 5:7), но они сначала ответили, что земля хорошая, а потом уж перешли к преувеличениям о могуществе ее обитателей. Поэтому Хазаль сообщают: чтобы ложь была принята, надо начать с правды.

В отрывке про цицит, Тора сообщает нам (Бемидбар 15:39): «чтобы вы помнили все заповеди Всевышнего и исполняли их, и не блуждали вслед за сердцем вашим и за глазами вашими». Наши мудрецы (Сифре к этому стиху, см. также Берахот 12б) учат, что не блуждать «за сердцем» – намек на «минут» (ересь), а «за глазами» намекает на запрещенные связи. А почему Тора называет «ересь» – «блужданием за сердцем?»

Хафец Хаим объясняет, что наиболее распространенное мнение среди многих несоблюдающих евреев, что практическое соблюдение заповедей неважно. Ведь главное – это быть хорошим человеком «в сердце». Поэтому Тора подчеркивает, чтобы мы не блуждали именно «за сердцем» - в смысле, не говорили, что важно только то, что «в сердце».

Согласно ГР”А на базе отрывка про цицит можно знать как во время Хазаль произносили букву Пей без дагеша. Каким образом?

Талмуд (Берахот 15б) сообщает, что между словами (Бемидбар 15:38) äÇëÌÈðÈó ôÌÀúÄéì нужно сделать небольшую паузу, чтобы два звука ô не слились вместе. Но ведь первый Фей без дагеша, а второй Пей – с дагешем. Отсюда доказывает ГР”А (в комментарии к Тикуне Зоар и так же считали Р. Барух Эпштейн и многие другие мудрецы), что когда-то в Вавилоне произносили Пей и Фей одинаково (и также Бет и Вет, как в другом примере Талмуда òÅùÒÆá áÌÀùÒÈãÀêÈ, и Сирийские евреи до сих пор произносят Вет как Бет).

Можно ли списать за счет цедаки заем, который не выплачивают?

В нашей Мишне (Гитин 30а) разрешается человеку дать в долг коэну, левиту и бедняку, и потом оставлять себе отделенную Труму и Маасер, списывая их с долга. Получается, что также можно и дать бедняку в долг, и постепенно списывать с долга ту цедаку, которую человек отделяет от своего дохода. Но вопрос в том, можно ли человеку, который уже одолжил бедному деньги, и теперь, когда тот не возвращает, списать их в счет своего Масера (десятины, которую он отделяет)? Этот вопрос задали Р. Йехезкелю Ландау (Нода БеЙехуда, Йоре Деа 2:199), и он ответил, что на этот счет есть диспут в Иерусалимском Талмуде (Гитин, 18а-б), и халаха следует мягкому мнению. Тем не менее, Р. Ландау поставил два условия: во-первых, нужно получить разрешение от должника. Во-вторых, списывать заем можно, только если бы он в принципе готов бы был дать этому бедняку данную сумму цедаки (см. дополнительные условия в Тешувот Веханхагот 2:478, и см. там же 2:471 по отношению к владельцу магазина, которому должен за покупки бедный покупатель, который  не расплачивается).

В нашей Сугие (Гитин 31б) Талмуд сообщает, что каждый день дуют ветры всех четырех направлений, и с ними со всеми дует «северный ветер», без которого бы мир не мог бы существовать (см. также Бава Батра 25а). В другом месте (Берахот 3б) Талмуд сообщает, что основное время «северного ветра» - начиная с полуночи. Раши (там же) объясняет, что в первой половине дня (с утра до полудня) дует восточный ветер, во второй половине дня до вечера дует южный ветер, потом в первой половине ночи – западный, и наконец, во второй половине ночи – северный. Но Виленский Гаон пишет, что Раши не прав, и приводит из Зоар Хадаш (23а-б), что западный ветер дует во второй половине дня, а южный – в первой половине ночи. Разумеется, все эти слова мудрецов невозможно принимать буквально, и направлениями ветров они намекают на четыре вида управления мира (связанные также с четырьмя буквами Имени Всевышнего, см. также нашу старую стать к главе Ваера и к главе Цав).  

Почему в четвертой и пятой главах Трактата Гитин множество Мишнает занимаются темами, которые не имеют никакого отношения к разводу?

В начале четвертого перека (Гитин 32а) сообщается, что когда человек послал гет своей жене, если он передумал, он мог просто собрать Бет Дин (раввинский суд) и аннулировать этот гет. Но Раббан Гамлиэль А-Закен установил, чтобы так не делали из-за «Тикун Олам» - исправления мира (ведь иначе посланник, который ничего не знает, вручит аннулированный гет женщине, и та будет думать, что она уже не замужем). Поэтому тот, кто хочет аннулировать гет, должен послать человека за посланником гета, или послать кого-то к жене, и если тот успеет прийти до вручения гета, то гет будет аннулирован. Из-за того, что здесь был упомянут «Тикун Олам», дальше в нашей сугие упоминаются и разные другие установления ради исправления мира, не относящиеся к гету. Многие из них были тоже сделаны старейшиной Рабан Гамлиэлем, (но также упоминается установление Прузбула Хилелем). Позже, в пятой главе, будут также заодно упомянуты разные установления из-за «Дарке Шалом» (ради мира).

Предыдущая глава