Талмудический Винегрет. Глава Пинхас, Талмуд, Йома 77-83.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Владимир бен Хеня.

«Враждуйте с мидьянитянами, и покарайте их. Ибо враждебны они вам своими кознями, какие строили вам, насчет Пеора и насчет Козби, дочери царя Мидьяна» (Бемидбар 25:17 18). Почему Всевышний приказал евреям отомстить только Мидьянитянам, но не Моавитянам?

Раши (Бемидбар 31:2) пишет, что, во-первых, у Моава были причины опасаться евреев (которые были у них на границе), но у Мидьянитян вообще не было никаких причин искушать наш народ, и мы не представляли для них никакой опасности. Вдобавок, из Моава еще должна была выйти праведница Рут, которая в будущем станет прародительницей Давида. Также возможно грех евреев с Моавитянками начался лишь из-за обычного желания, и даже идолопоклонство на этих «вечеринках» не было спланировано заранее. Но Мидьянитяне (возможно по совету Билама) специально решили искусить наш народ, и они даже распустили своих принцесс, только чтобы Всевышний от нас отвернулся. (Интересно, что чета Клинтонов в свое время сделали «шидух» между влиятельным еврейским политиком Энтони Винером и практикующей мусульманкой Хумой Абедин, которая ради влияния согласилась на такой брак.) 

Какое колено увеличилось в числе больше остальных за 39 лет в пустыне? А какое колено уменьшилось в числе больше других?

Число евреев из колена Менаше увеличилось с 32200 до 52700, т.е. на 64%, а колено Шимона потеряло 63%, их число сократилось с 59300 до 22200. Возможно, среди грешников, которые поклонялись Баал Пеору, были в основном потомки Шимона, но это одно не объясняет такое сильное уменьшение их числа, ведь всего тогда погибло 24000 (Бемидбар 25:10, см. также Рамбан, Деварим 33:6 от имени Бемидбар Рабба 21:9, что из-за Пеора исчезла  лишь одна семья Шимона, но пять семей из Биньямина).

В какой день в Храме приносилось больше всего животных?

В первых день Суккота. В этот день приносили Мусаф из 13 быков, 2 баранов, 14 барашков, и козла (хатаат). Вместе с Тамидом (каждодневными барашками утром и после полудня) 32 животных. А если этот день попадал на Шаббат, было еще два барашка Субботнего Мусафа.

А сколько всего животных приносили в Шавуот?

Кроме обычного Мусафа (2 быка, 1 баран, 7 барашков, и козел «хааат»), в Шавуот приносились особые жертвы с хлебами (2 барана «Шламим», 1 бык, 2 барана, 7 барашков, как жертвы всесожжения, и козел как «хатаат»). Получается, вместе с Тамидом, всего 26 животных (а в Шаббат – 28).

Какую Хафтору читают в эту неделю и почему?

В большинстве общин принято читать 3 особые Хафторы в три недели между Семнадцатым Тамуза и Девятым Ава. Первые две взяты из начала Йирмияу, а последняя в Шаббат Хазон – из начала Йешаяху. Ирмияху был пророком, который сначала предсказал, а потом пережил разрушение Храма, и неудивительно, что с него мы начинаем цикл трех грустных Хафтор. Начало Йшаяху тоже критикует наш народ, и вдобавок содержит слово «Эйха», как и глава Деварим, которую читают в Шаббат Хазон. (После трех грустных недель начинаются семь недель, когда читают Хафторы утешения, взятые из второй части Йешаяху). Что касается Хафторы самой главы Пинхас (в подавляющем большинстве общин ее читают лишь раз во много лет, когда этот Шаббат  попадает до трех недель), то большинство общин выбрали отрывок из Мелахим, про поединок Элияху со жрецами Бааля, из-за связи между Элияху и Пинхасом. А Романиоты читают из пророка Малахи, начиная со слов (2:5): «Завет Мой был с ним, жизнь и мир – Я дал ему» (которые возможно намекают на Пинхаса, см. Раши).

В каких случаях относится концепция (Йома 76б) «сиха кештия» (втирание мазей подобно питью), и есть ли запрет втирать в кожу некошерные жиры?

Хотя Талмуд сообщает, что втирание масел и мазей подобно питью, существует диспут насчет того, когда именно относится это правило. По мнению Тосафот (Йома 77а, и также постановляет Рема, Орах Хаим 326:9), к обычным запретам это не относится, поэтому можно втирать в кожу скажем свиной жир. Но то, что запрещено «беханаа» (получать удовольствие) например мясо, сваренное с молоком, нельзя втирать в кожу, и соответственно, если шампунь сварили из молочных и мясных ингредиентов, он запрещён. С другой стороны, если мудрецы, и также постановляет Виленский Гаон (к словам Рема, Орах Хаим 326:9) которые считают, что и к обычным запретам относится правило «сиха кештия», хотя это не запрет Торы, а только раввинское правило.

Как правильно мыть руки после сна в Йом Кипур? А следует ли мыть руки перед молитвой?

После сна мы моем три раза только пальцы, а перед молитвой, если сходить в туалет, и коснуться закрытых частей тела, то можно после этого тоже помыть пальцы рук.

Какие виды обуви запрещено носить в Йом Кипур?

Один из пяти видов «инуй» (страданий) в Йом Кипур – это ходить босым. Тем не менее, существует диспут Ришоним, является ли только кожаная обувь настоящей «обувью» (заметим, что в старые времена, только кожаная обувь была удобной, но ходить в лаптях или в деревянных колодах, действительно было неудобно, и считалось «мучением»). Шулхан Арух постановляет как мнения, что можно ходить не в кожаной обуви, и современные мудрецы написали, что даже удобные туфли из кожзаменителя не запрещены. Тем не менее, существуют отдельные индивидуумы, которые следуют строгому мнению (а в синагоге Хазон Иша было даже принято, что того, кто приходил в ботинках не вызывали к Торе).

Предыдущая глава