Талмудический Винегрет. Глава Ноах, Талмуд, Бейца 33-39.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Владимир бен Хеня.

В нашей главе мы читаем о союзе с Ноахом и его потомками, из которого наши мудрецы учат «Семь Заповедей Бней-Ноах» (заметим, что слово союз – «брит» упоминается в этом отрывке семь раз). А какой дополнительный запрет относится к неевреям по мнению одного из мудрецов, и Рамбам постановил как это мнение?

Талмуд (Санхедрин 56б) приводит мнение Рабби Элазара, что неевреям нельзя делать гибриды. Этот запрет относится и к спариванию животных разных пород, и к скрещиванию разных растений. Рамбам (Мелахим 10:6) постановляет как это мнение, хотя не все Ришоним согласны с этим псаком (см. Хазон Иш к этому месту). 

Один из запретов Бней Ноах – прелюбодеяние. А как определяется «замужняя женщина» в отношении этого запрета?

Действительно законы Кидушина и Гета (разводного письма) к неевреям не относятся. Но есть другие способы определить женитьбу и развод. Талмуд (Санхедрин 58б) упоминает, что женщина разведена с момента, когда она больше не покрывает волосы (в те времена, замужние нееврейки покрывали волосы). Но Рамбам (Мелахим 9:8) понимает, что это определение относится только к служанке, которую отдали замуж, но обычная женщина становится разведенной, когда она покинет дом мужа (см. также другое мнение, которое приводит Ран от имени Рабейну Давида).

А может ли Бен Ноах жениться на сестре?

Хотя как мы писали, всего заповедей Бней Ноах – семь, некоторые из них включают сразу несколько заповедей. Например, «прелюбодеяние» также включает запрет на кровосмешение, но не все «арайот» запрещенные еврею, запрещены Бен Ноаху. В Талмуде есть диспут, запрещено ли Бен Ноаху жениться на своей сестре, и Рамбам (Мелахим 5:9) постановляет, что Бен Ноах не может жениться на сестре по матери. Но на сводной сестре по отцу Бен Ноах может жениться по всем мнениям.

А может ли Бен Ноах жениться на тете?

На этот счет тоже есть диспут в Талмуде (Санхедрин 58а), и Рамбам постановляет, что нееврей может жениться на тете.

Можно ли жениться в Шаббат?

Мишна (Бейца 36б) упоминает запрет делать Кидушин в Шаббат. Тем не менее, Рабейну Там (Тосафот там же) считает, что слова Мишны относятся только когда у человека уже есть жена и дети, но в противном случае, т.к. для него мицва жениться, то не запретили сделать это даже в Шаббат! Хотя большинство мудрецов спорят с Рабейну Тамом, однажды Рема положился на него, когда затянулась свадьба, назначенная на пятницу и уже начался Шаббат (см. Шулхан Арух, Орах Хаим 339:4 и Вопросы и ответы Рема, 125). Тем не менее, даже Рема не разрешает полагаться на это лехатхила, и он объясняет, что в той ситуации, если бы их не поженили, могла расстроиться вся свадьба.

А какой закон относится женитьбе на вдове перед Шаббатом?

Шулхан Арух (Орах Хаим 339:5) пишет, что если свадьбу со вдовой сделали перед Шаббатом, то нельзя иметь первые отношения в ночь на Шаббат. Причина состоит в том, что в случае вдовы (или  разведенной) считается, что только после отношений она полностью становится его женой, и если первые отношения будут в Шаббат, как будто сама свадьба была завершена в Шаббат. Тем не менее, сам Шулхан Арух приводит в другом месте (Эвен Аэзер 64:5) что достаточно сделать «Йихуд» (уединиться) со вдовой перед Субботой, и получается, что к Ашкеназим, которые делают «Йихуд» сразу после Хуппы, данный запрет никогда не относится. (Заметим, что источник идеи, что Хупа без Йихуда не завершает свадьбу в случае вдовы – Иерусалимский Талмуд, но у ГР”А, Эвен Аэзер 64:11, другая интерпретация этого места, и согласно нему, и в случае вдовы достаточно сделать обычную Хупу до Субботы).

Почему запретили ездить на животном в Йом Тов?

Мишна (Бейца 36б) запрещает ездить на животном в Йом Тов. Талмуд задает вопрос о причине этого запрета, и сначала предлагает, что мы боимся, вдруг он ускачет за пределы Техума. Но так как сам запрет Техумим – только раввинский, (и мы не делаем еще одно ограждение вокруг раввинских законов, которые сами являются ограждением вокруг Торы), то заключение Талмуда, что ездить на лошади нельзя, вдруг он отрежет себе прутик, чтобы погонять лошадь.

А можно ли ездить на велосипеде в праздник (или в Шаббат в месте, где есть Эйрув)?

Как мы описали выше, запрет ездить на лошади был установлен из-за опасения, что наездник отрежет прутик. Казалось бы, раз к велосипеду не относится данный запрет, то можно было бы ездить на велосипеде. Тем не менее, велосипеды часто ломаются, например, сходит цепь или протыкаются колеса, поэтому большинство раввинов запретили ездить на велосипеде, вдруг он починит его в Субботу. Кроме того, если велосипед сломается посередине дороги, возможно, он станет мукцей, и тогда его придется оставить прямо там, а не везти домой. Вдобавок, возможно, ездить на велосипеде считается «увда дехоль» - будничное поведение, не подобающее для праздничного дня. Заметим, что можно давать маленьким детям кататься на трехколесных велосипедах.

Предыдущая глава