Талмудический Винегрет. Глава Лех Леха, Талмуд, Бейца 40, Рош Ашнана 2-7.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Владимир бен Хеня.

Обычно Главное четырёхбуквенное Имя Всевышнего читается как А-доной, но иногда его читают как Э-локим. Почему? А где впервые встречается такое произношение Тетраграмматона? А какие еще примеры этого встречаются в Торе?

Как известно, Главное четырёхбуквенное Имя Всевышнего не читается, как пишется (его вообще нельзя произносить вне Храма). Вместо Этого Имени обычно читают Имя А-Д-Н-Й. Когда два Имени – А-Д-Н-Й и Йод-Кей-Вав-Кей идут в Торе подряд, то второе Имя читают как «Э-лоим» (чтобы не произносить одно и то же Имя дважды). В нашей главе такая комбинация двух Имен встречается дважды, в словах Авраама к Всевышнему (Берешит 15:2 и 8). Во всем Пятикнижие есть еще только два подобных случая в молитвах Моше за себя (Деварим 3:24) и за еврейский народ (9:26). В других частях Танаха этот феномен встречается более часто, в особенности в пророке Йехезкель в сотнях мест.

Почему Сара не молилась Всевышнему за детей, а дала свою служанку Аврааму?

На самом деле возможно Сара молилась, но Тора это не упоминает, потому, что Всевышний тогда еще не ответил на ее молитвы. Но Р. Йицхак Арама (Акейдат Йицхак, глава 17) считает, что Сара на самом деле не молилась за детей потому, что еще не знала, что молитва может помочь, и Всевышний может сделать такое чудо. Поэтому и позже, когда ангелы сказали, что вскоре у Сары будет ребенок, она посмеялась над этим (см. Берешит 18:14).

Сколько существует «новых годов» в еврейском календаре? А в чем вообще смысл концепции «нового года» (Рош Ашана, досл. «глава года»)?

Первая Мишна нашего трактата приводит, что есть «четыре Рош Ашаны» (в месяцах Нисан, Элул, Тишре, и Шват), а Талмуд приводит и другие дни кроме этих четырех, который можно назвать «началом года» в отношении определенных законов. Дело в том, что начало года означает, что по отношению к определенному закону, «год» считается, начиная с данного дня. Например, в этот Рош Ашана 5782 года начался «год» Шмиты, когда нельзя обрабатывать Землю Израиля, и в отношении Шмиты «год» мы считаем с первого Тишре. А месяцы у нас считают с Нисана, значит Нисан – Рош Ашана в отношении месяцев. А в отношении запрета «орлы»: когда три года нельзя использовать плоды после посадки дерева, если фрукт начал созревать после «Ту Бешват» (15 Швата), он уже считается фруктом следующего года. А когда отделяют десятину от животных, которые родились в данном году, «год» считается с первого Элула. 

А почему мы называем именно первый день ТишреРош Ашана, и где в Торе вообще сказано, что это «новый год»?

Основной Рош Ашана – это конечно Первое Тишре, но в Пятикнижие этот праздник так не называется. Более того, Тора даже не сообщает открыто, что в этот день Всевышний судит мир. Рош Ашана упомянут только дважды в общем списке праздников в главах Эмор и Пинхас, и называется «Днем Трубления» и «Памятью Трубления». Тот факт, что этот праздник является днем суда, и началом года, Талмуд (Рош Ашана 8б) учит из стиха псалма (81:4), где подсказано, что в этот день суд Всевышнего, а Всевышний судит мир в начале года (Деварим 11:12) на весь год. По мнению Рабби Элиэзера (Рош Ашана 11а), в этот день был создан Адам, и на этом основаны наши молитвы «Зе Айом Тхилат Маасеха» (это день начала Твоего Творения). Заметим, что согласно Туру, в первом слове Торы Берешит «Вначале Всевышний создал» подсказано, что Всевышний создал мир в Тишре: áøàùéú имеет те же буквы, как áà' úùøé (первого Тишре Всевышний создал).

А почему месяцы у нас отсчитываются от Нисана, хотя основной Рош Ашана в Тишре?

Когда Всевышний вывел нас из Египта в «месяц весны», Он хотел, чтобы мы всегда помнили этот месяц. Поэтому в Хумаше не используются никакие имена собственные для месяцев, но только их порядковые номера после Нисана (см. Рамбан, Шемот 12:2). Также и названия дней недели отсутствуют в Торе, но все дни считаются после Субботы.

А как сама Тора называет месяц Нисан?

Ходеш а-Авив (месяц весны, или более точно, месяц раннего ячменя).

А откуда взялись современные называния месяцев?

Наши современные называния месяцев пришли из Вавилона, и после изгнания евреи стали называть месяцы Нисан, Ияр и т.д. (Йерушалми, Рош Ашана 6а). Также поздние Книги Танаха используют эти называния, например «в десятый месяц, а именно месяц Тевет» (Эстер 2:16).

Почему годы царствования королей отсчитывались не от дня, когда он взошел на престол?

Когда пишут деловые бумаги (а также разводное письмо), важно поставить правильную дату. Если годы царствования будут всегда зависеть от даты захода на престол конкретного царя, то писец может позабыть, когда именно произошла коронация, и написать неправильный год. А так, все знают, что каждый Тишре или Нисан (см. ниже) наступает следующий год правления. 

А почему годы правления одних царей отсчитывались с Нисана, а других – с Тишре?

Годы правления царей иногда считались от Нисана, а иногда от Тишре. Талмуд заключает (Рош Ашана 3а), что правление еврейских царей обычно считали с Нисана, а нееврейских – с Тишре, но в случае праведного нееврейского царя делали исключение, и считали его годы, как у еврейских царей (Рош Ашана 3б). (Кстати, существует предположение, что и в древние времена в этом также отличались Северное королевство Израиль, и Южное – Йехуда, одни считали годы царей с Нисана, а другие с Тишре).

Предыдущая глава