Талмудический Винегрет. Глава Ки Тиса, Талмуд, Назир 41-47.

 

Лерефуа Шлема Шель Михаил бен Рахель.

Шулхан Арух (Орах Хаим 146:2 и 685:7) пишет, что чтение Паршат Пара – мицва из Торы (так же как Паршат Захор). Почему же тогда женщины не стараются специально прийти в синагогу в этот Шаббат, чтобы услышать этот отрывок?

В этом году, как и в большинство лет, глава Ки Тиса попадает на Паршат Пара, и мафтир будет читать из второго свитка отрывок про красную корову. Хотя Шулхан Арух приводит мнение, что и слушать чтение Паршат Пара из Свитка Торы – это мицва Деорайта, и так было написано в некоторых версиях Тосафот, многие комментаторы не согласны с этим (и ГР”А считал, что в данной цитате Тосафот допущена ошибка переписчика, и в наших изданиях Тосафот этого нет!) Тем не менее, некоторые мудрецы пытаются объяснить мнение, что читать Паршат Пара – мицва из Торы (см. Писке Тешувот, 685, пометка 19), поэтому желательно слушать этот отрывок особенно внимательно, и иметь в виду, что если это действительно мицва из Торы, то мы хотим выполнить заповедь Деорайта. Но женщины не обязаны слушать этот отрывок (см. Писке Тешувот, 685, пометка 21). Да и по отношению к Паршат Захор есть диспут, нужно ли женщинам слушать этот отрывок. 

Где в Торе упоминается корица?

В нашей главе (Шемот 30:23) упоминаются четыре ингредиента благоухающего масла, одно из которых ÷ÄðÌÀîÈï, который большинство переводят как «корицу» (так же по-английски корица – cinnamon, но см. Живую Тору Рава Каплана, что по некоторым мнениям это была другая специя). Еще слово Кинамон встречается в Шир Аширим (4:14) и Мишле (7:17), хотя там написание слова несколько отличается: ÷ÄðÌÈîåÉï (Кинамон, а не как в нашей главе: Кинмон). Заметим, что и в 11 ингредиентах Кеторет присутствовал Кинамон (как мы произносим каждый день в утренней молитве), но в нашей главе упоминаются лишь четыре основные из этих одиннадцати специй, а остальные упомянуты в Талмуде (Критот 6а).

Было ли известно заранее, что Моше останется на горе Синай в течение 40 дней?

Обычно комментаторы предполагают, что Моше знал заранее, что он пробудет на горе сорок дней, и что он сообщил об этом еврейскому народу. Получается, что евреи просчитались, и не дождались всего одного дня до прихода Моше. Тем не менее, Абарбанель (Шемот 32:1) пишет, что евреи не знали, когда Моше  должен вернуться, и сам Моше тоже этого не знал заранее. Интересно, что согласно этому возможно, что и на самом деле не было заранее запланировано, сколько Моше должен провести на горе, и если бы не грех евреев, то Моше бы продолжал учиться (см. Парша Блог к нашей главе). Поэтому Всевышний сказал Моше (Шемот 32:7): «Иди,  спускайся, ибо испортился твой народ, которого ты вывел из земли египетской».

В прошлой главе мы обсуждали, каких букв не хватало на Эйфоде. А какой буквы не было на скрижалях?

В тексте Асерет Адварим - Десяти Изречений отсутствует буква Тет (это вообще самая редкая буква). Интересно, что в тексте Десяти Изречений в Главе Ваэтханан есть и буква Тет (в стихе Деварим 5:16): åÌìÀîÇòÇï éÄéèÇá ìÈêÀ (и также в 15-ом стихе в слове ðÀèåÌéÈä). Талмуд (Бава Кама 54б-55а) считает, что вторая версия Асерет Адварим была на вторых скрижалях, и что т.к. Всевышний знал, что первые скрижали будут разбиты, Он не хотел помещать туда букву Тет, и слово Тов (èåá значит «хорошо», и ìÀîÇòÇï éÄéèÇá ìÈêÀ – чтобы Всевышний сделал тебе хорошо).   

Какие буквы в Скрижалях, согласно Хазаль висели чудесным образом?

Хазаль считают, что буквы скрижалей были высечены насквозь, а значит, если буква соединяется сама с собой, внутренняя часть буквы должна была «висеть» чудесным образом. В нашем алфавите есть только две буквы такой формы: Самех и Мем Софит ñ í, но в Иерусалимском Талмуде (Мегила 10б) приводится мнение, что текст на скрижалях был написан на палео-иврите (Ктав Иври), и согласно этому Айин (и многие другие буквы) держались чудесным образом (Айин в Ктав Иври похож на Самех в Ктав Ашури, и на букву «О» в русском языке, откуда она собственно и происходит).

Почему назиру нельзя расчесывать волосы?

Мишна (Назир 42а) сообщает, что Назир не может расчесывать волосы. Причина такая же, как на запрет расчесывать волосы в Шаббат: расчёсывание приводит к вырыванию волос (Раши к Трактату Шаббат, 50б, см. также комментарий Орах Мишор к нашей сугие).

Относится ли  концепция «псик рейша» к законам не связанным с Субботой?

Обычно мы встречаем концепцию «псик рейша» по отношению к законам Шаббат. В Субботу нельзя делать акции, которые обязательно приведут к работе. (Само выражение «псик рейша» означает «оторвать голову», в смысле, невозможно оторвать голову цыпленка, не убив его). Но концепция «псик рейша» относится и к другим законам. Так, например,  вышеупомянутая Мишна запрещает Назиру расчесывать волосы.

Может ли коэн участвовать в похоронах отца, которому при жизни сделали операцию?

Как известно, коэн не может хоронить никого, кроме ближайших родственников (или «мет мицва» - человека, которого некому похоронить, см. ниже). Наша сугия (Назир 43б) учит нас дополнительному закону: даже в случае родственников, если их тело не сохранилось полностью, коэн не может оскверняться, чтобы их похоронить. Среди Ришоним есть диспут, как постановлять Халаху (см. Риф и Бет Йосеф, Йоре Деа 373), и Шулхан Арух постановляет как данное утверждение, и получается, что если, например, у родственника ампутировали ногу, коэны не имеют право его хоронить (Йоре Деа 373:9). Тем не менее, Шулхан Арух также приводит мнение, что данный закон не относится, если еще при жизни у родственника отрезали какой-то орган (и многие склоняются, что Халаха следует этому мнению, см Мишкенот Яков, 74, см. также Тешувот ВеХанхагот, 4 том, № 274:6:5). А если человеку сделали операцию при жизни, и удалили внутренний орган, то есть дополнительные причины быть мягким, и в конкретных случаях следует спросить у раввина.

Кому лучше оскверниться, назиру или коэну, если они увидели мертвое тело, которое некому похоронить?

Как было упомянуто, «мет мицва» - особое исключение, и если назир или коэн (и даже Коэн Гадоль) шли по дороге, и увидели мертвое тело, и невозможно кого-то позвать, то ради того, чтобы не оттягивать похороны, они оскверняют свою святость (отсюда видно, насколько важно поскорее предать тело земле). Мишна (Назир 47а) приводит диспут в случае, когда по дороге шли и первосвященник, и назир. Кому из них лучше оскверниться? С одной стороны, у священника святость еще с детства и навсегда, но с другой стороны, если осквернится назир, ему придется заново считать свои дни назирута. Халаха следует мнению большинства мудрецов, что в такой ситуации оскверняется назир.

Предыдущая глава