Талмудический Винегрет. Глава Ки Тиса, Талмуд, Трактат Песахим стр. 99-105.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Какие отрывки из нашей главы мы читаем каждый день?

В утреннюю молитву включили отрывок про Кеторет (Шемот 30:34-36), а также в большинстве ашкеназских сидуров отрывок (Шемот 30:17:21) про омовение рук коэнов, служащих в Храме (но в Техилат Ашем этот отрывок не приводится, см. также сидур «Эзор Элияу» по нусаху ГР”А, что в старых сидурах вообще не было этих отрывков, и их добавили по писаниям ШЛ”А к масехет Таанит). 

Обычно Тору читают в синагогах подряд. А какой отрывок из нашей главы является исключением, когда очередной вызванный читает не с того места, на котором остановился предыдущий?

В посты, принято читать отрывки из нашей главы. При этом первый вызванный читает отрывок (33:11-14) где Моше молится за наш народ, после того, как он узнал, что мы сделали золотого тельца. А второй и третий вызванные читают более поздний отрывок (34:1-10) про то, как Моше поднялся на гору за вторыми скрижалями, и как Всевышний открыл ему 13 принципов милосердия.

Почему в нашей недельной главе, 7 алийот неравномерны: первые две очень длинные (45 стихов и 47 стихов), а все остальные пять алийот – 47 стихов?

Во-первых, стандартное разделение недельных отрывков для семи вызванных было сделано всего несколько столетий назад, видимо во время печати Хумашей. Мы не знаем кто именно автор данного разделения, и в некоторых общинах принято не всегда следовать этому разделению, и так считал и Виленский Гаон (см. Маасе Рав, 132, см. также подробное обсуждение в издании Талмуда «Метивта» к Трактату Мегила, Пнине халаха стр. 29б). Стандартное разделение, в том числе не всегда начинается и закачивается на хорошем, как должно быть (см. Рема, Орах Хаим 138:1). Что касается нашего вопроса, наверняка те, кто так разделили нашу главу, хотели, чтобы при чтении про грех золотого тельца, был вызван Леви, ведь Левиты не участвовали в этом грехе.

Почему лицо Моше стало сиять только после того как он спустился со вторыми скрижалями?

Одно из объяснений: т.к. первые скрижали были в результате разбиты, Всевышний дал сияние лицу Моше только после получения вторых скрижалей (см. Р. Бахъе 34:30, см. там же еще одно объяснение, см. другие объяснения в Акеде, глава 54, и в комментариях Хизкуни и Бехор Шор).

В каких случаях можно начинать вечернюю трапезу Субботы ли Йом Това еще до захода солнца?

По многим мнениям можно принимать Шаббат заранее, и молиться, и есть трапезу после «плаг аминха» (час с четвертью перед заходом), и многие следуют этому летом, особенно в северных странах (но нужно не забыть потом еще раз прочесть Шма, когда выйдут звезды; другой вариант: начать трапезу до захода, но вечернюю молитву молиться после выхода звезд). Что касается Йом Това, то не всегда можно начать трапезу до выхода звезд. Из нашей сугии (Песахим 99б, см. Тосафот там же) выходит что Пасхальный Седер, нельзя начинать до выхода звезд, и такой же закон относится к трапезе Суккота. Так же по многим мнениям в Шавуот и Шмини Ацерет нужно дождаться выхода звезд, и только потом делать Кидуш.

Можно ли устраивать трапезу перед Субботой или Йом Товом?

В Талмуде (Песахим 99б) приводится диспут Р. Йехуды и Р. Йосе на этот счет. Что касается практической Халахи, Шулхан Арух (Орах Хаим 249:2) пишет, что пиршество нельзя устраивать перед Субботой, а обычную трапезу по букве закона можно, но желательно не устраивать и такую трапезу в последние три часа перед Шаббатом.

Какой стих из книги Эстер образно использовали раввины, когда хотели чтобы при них следовали их халахическому мнению?

Талмуд (Песахим 100а от имени Тосефты, Берахот 5:2) описывает как Р. Йехуда и Р. Йосе трапезничали в пятницу вместе с Рабан Шимоном бен Гамлиэлем. Когда зашло солнце, Р. Шимон бен Гамлиэль предложил прервать трапезу, и сделать Кидуш, как мнение Р. Йехуды. На это Р. Йосе возмутился словами Ахашвейроша Аману, когда тот упал на Эстер (Эстер 7:8) «äâí ìëáåù àú äîìëä òîé ááéú» (ты что, в моем собственном доме «подавляешь» царицу)? Действительно, в Зоаре халаха постоянно сравнивается с «царицей» (сфирой малхут), и великие мудрецы древности очень ревностно относились к тому, чтобы в их присутствии следовали их халахическому мнению. 

Если человек вышел на улицу во время трапезы, и потом вернулся, нужно ли делать новую броху на еду?

Ситуация, когда человек выходит на улицу во время трапезы, обсуждается в нашей сугие (Песахим 102а), и конкретные законы очень сложны. На практике, если человек ел хлеб, а по многим мнениям даже если он ел сдобу (а некоторые считают, что также если он пил вино или ел те фрукты, которыми славится Земля Израиля), то новую броху не делают. Также, если он ел не один, и часть компании не выходила, то новое благословение не делают. В противном случае, если выходили на улицу, и оттуда не видно было место, где человек ел, то теперь если он собирается еще поесть, нужно делать новую броху.

Если человек ел сдобу в конце Субботы, и зашло солнце, нужно ли прерываться?

Если он сделал благословение на хлеб, то он может продолжать трапезу, и не обязан прерываться, даже если он продолжает есть сдобу или фрукты. Но если он не сделал «амоци», тогда он должен прервать свою еду т.к. нельзя есть до Авдалы (см. Арух Ашулхан 299:5, но см. другое мнение в Ор Лецион 2:22:8, см. также Шмират Шаббат Кехилхета, 59:47).

Предыдущая глава