Талмудический Винегрет. Глава Тецаве, Талмуд, Трактат Песахим стр. 92-98.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Что значит выражение «Охель Моэд»?

В нашей главе (27:21, 28:43, 29:4 и еще много раз) впервые встречается выражение «àäì îåòã», которое обычно переводят как «Шатер Откровения» или «Шатер Собрания». Разумеется, имеется в виду сам Храм (Мишкан), но насчет того, что здесь означает слово «моэд», существуют разные мнения. Возможно (см. Радак в Книге Михлоль, корень «éòã»), оно происходит от корня «приготавливать» или «встречаться». Это место было приготовлено для «встреч» еврейского народа с Творцом, и также Всевышний «общался» там с Моше, и так говориться в нашей главе (29:42) àÂùÑÆø àÄåÌÈòÅã ìÈëÆí ùÑÈîÌÈä (Я буду общаться с вами). Согласно другому мнению (см. Септуагинту), «моэд» здесь связан со словом «эдут» - свидетельство, и так Тора называет законы «эдот», которое свидетельствуют о Всевышнем. Также, слово «моэд» может значить праздник, или «специальное, приготовленное» время (см. также Раши 29:42, см. также Живую Тору Рава Арье Каплана), и выражение «àäì îåòã» можно перевести как «шатер для определенных времен». А Арамейские переводы этого выражения: îùëï æîðà, и согласно Актав Веакабала это выражение значит «Временный Шатер».

Как некоторые мудрецы учат из нашей главы, что человек не должен заходить в дом без стука?

Тора сообщает (Шемот 28:34-35), что одна из одежд коэн гадоля (меиль) должна иметь колокольчики, чтобы их звон был слышан, когда Аарон заходит в Храм, ведь даже во дворец царя нельзя заходить, не спросив разрешения (см. Рамбан и Рабену Бахъе). Некоторые мудрецы учат отсюда, что и в чужой дом не следует забегать, не постучав (см. Вайикра Рабба 21:8, см. Бехор Шор к стиху 28:35 и Гур Арье к стиху 28:43, см. также Нида 16б, что и в собственный дом не следует заходить внезапно, не предупредив жену).

Мог ли Коэн Гадоль зайти в туалет в своей одежде?

Аарон не мог заходить в туалет в циц, т.к. на этой золотой пластинке было Имя Всевышнего, но согласно Раву Хаиму Каневскому (Таама Декра), он заходил в туалет в остальных одеждах.

Хотя в Торе написано (30:7), что воскурять благовония будет Аарон, тем не менее, эта мицва относится не только к первосвященнику. А кто воскурял «Кеторет» в Храме?

В Йом Кипур, всю службу, и в том числе воскурение Кеторет делал только первосвященник, но в течение года воскурение Кеторет делали обычные коэны. Более того, т.к. считалось, что воскурение Кеторет приносит богатство, то каждый раз эту мицву делал другой коэн (см. Йома 26а). Для этого бросали жребий между теми, кто еще ни разу не удостоился выполнить эту мицву. Интересно, что на базе этого существует обычай не давать одному и тому же человеку мицву «сандака» для своих разных детей (см. Йоре Деа 265:11), ведь и эта мицва считается «сегулой» для богатства (хотя ГР”А 265:46 писал, что никогда не видели чтобы сандаки разбогатели). А причина, почему Тора упоминает именно Аарона, хотя Кеторет мог воскурять любой священник, возможно в том, что Аарон был первым, кто стал исполнять эту мицву (см. Рамбан).

Что считается "далеким путем" в отношении Песаха?

Согласно Р. Элиэзеру, под словами «далекий путь» имеется в виду, что человек не находится в самом Храме. Получается, что если человек был вне Храма 14-ого Нисана, то он уже не получит «карет» - духовное отсечение, если не принес Пасхальную жертву. Но Закон следует мнению Р. Акивы, и только если человек находится на расстоянии города Модиим от Иерусалима, он считается в «далеком пути». Ула утверждает, что Модиим был на расстоянии 15 мил от Иерусалима, и что человек мог пройти это расстояние за пол дня, но позже Талмуд отвергает это мнение, т.к. человек проходит за день 40 мил, а не 30 (и, тем не менее, Рамбам постановляет что «дерех рехока» - это расстоянии в 15 мил от Храма).

За сколько времени проходят расстояние в "мил?"

Очень важно знать, за сколько времени средний человек проходил расстояние в мил, т.к. этот период времени используется во многих еврейских законах. Если вычистить из расчёта 40 мил за 12 часов, значит, человек проходит расстояние в мил за 18 минут, (но существуют и другие мнения: 22 ½ минут, 24 минуты). 

Каков согласно Хазаль размер «мира»?

Талмуд сообщает (Песахим 94а), что «размер мира» - шесть тысяч парса (если считать парсу в примерно 4 километра, то получается примерно 24 тысячи километров, но если считать парсу как 5.6 километров, то «размер мира» - 33600 километров, и действительно если путешествовать вокруг мира по параллели Земли Израиля, то человек пройдет примерно такое расстояние, см. также объяснения Рава Вайсманделя в Торат Хемед, новое издание, стр. 52). Также Талмуд сообщает (Песахим, там же), что Африка больше Египта в 60 раз, а мир больше Африки в 60 раз (площадь сегодняшнего Египта в 30 раз меньше Африки, а площадь Африки – в 20 раз меньше площади земного шара; возможно число 60 здесь взято просто как большое число, как мы находим во многих агадах, или оно подсказывает какие-то духовные сущности).

Какая разница между обычной жертвой Песах и Песах Шени?

Саму жертву в Песах Шени приносили 14 Иара так же как обычную Пасхальную жертву. Ее жарили и ели с мацой и марором. Но сам день Песах Шени не является Песахом, и нет никаких ограничений на еду хамеца (Песахим 95а).

В чем разница между Песахом в Египте и в более поздних поколениях?

В Египте, пасхальную жертву приносили прямо во дворе, и кровью окропляли дверной проем. Саму жертву ели впопыхах, готовые на выход. Согласно Хазаль, по букве закона на следующий день уже можно было есть хамец (Песахим 96а).

Даже глупец, которой молчит, покажется умным (Мишле 17:28, см. Песахим 99а).

Предыдущая глава