Талмудический
Винегрет.
Глава Ки Теце,
Талмуд, Кидушин
7-13.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и Михаил
бен Рахиль.
Тора
заповедует
нам
возвращать
чужую пропажу
и пишет (Деварим
22:3): ìÉà úåÌëÇì
ìÀäÄúÀòÇìÌÅí «ты
не можешь
устраниться»
(Раши: ты
не можешь
отвести
глаза твои,
как будто не
видишь). Это
отдельная
отрицательная
заповедь
вдобавок к положительной
– возвращать
пропажу. Рабейну Бахья
(22:1) объясняет,
что данный
запрет
относится не
только в
случае
пропажи, но в
любой ситуации,
когда можно
помочь другому,
или защитить
его, мы не
можем самоустраниться
(говоря «моя
хата с краю»).
И это
попадает в
общую
заповедь
«люби ближнего,
как самого
себя» (см.
также книгу «Ахават Хесед» Хафец
Хаима).
Какая из мицв
нашей главы
возможно
основана на
запрете «цаар
баале хаим»
(приносить
мучения
животному)?
В Талмуде во
многих
местах
(например, Шаббат
128б, Бава Мециа 32б, Хулин 7б)
обсуждается
запрет «цаар
баале хаим» и
приводится
мнение, что
это запрет
Торы, но не
сказано,
откуда
именно из
Торы учится этот
запрет. Некоторые
считают, что
он
включается в
запрет на кастрированное
животных (см. Вайикра 23:24).
Другие видят
подсказку на
этот запрет в
критике Билаама
ангелом (Бемидбар
22:32): «За что ты
три раза бил
свою ослицу?»
Но возможно
основной
источник в
нашей главе в
запрете (Деварим
22:10): «Не паши на
быке и осле
вместе» (см. Сефер Ахинух,
550). Ибн Эзра
объясняет,
что осел не
такой
сильный, как
бык, и ему
трудно
пахать
вместе с
быком. Вдобавок
(см. Даат Зкеним и Хизкуни),
т.к. бык –
жвачное
животное, он
все время
жует, и ослу
кажется, что
быка кормили,
а его нет,
поэтому осел
мучается. (Согласно
последнему
объяснению,
запрет Торы
должен
относится
только к паре
животных,
одно из
которых
кошерное, а
другое нет, и так
действительно
считает Рамбам,
но даже по
этому мнению,
раввинский
запрет
относится к
паханию на
любой паре
животных
разных пород,
и даже на
двух мулах,
если у одного
мать лошадь, а
у другого -
ослица).
Более того,
разным видам
животных
часто неудобно
даже
находиться
вместе, тем
более работать
(см. Сефер Ахинух,
поэтому не
следует
партнерами
людей, которые
не переносят
друг друга).
А что если
мужчина
хочет
сделать Кидушин
тем, что
спасает
женщину от
собаки,
сработает ли
такой Кидушин?
Талмуд (Кидушин
8б) учит, что
если мужчина
сказал
женщине, что
хочет с ней
обручиться,
дав ей
каравай
хлеба, если
она сказала:
«кинь его
собаке» то
она не обручена,
но если это
ее собака, то
она обручена.
А что если
собака бежит
за ней? Может
быть тем, что
он спас ее,
кинув собаке
хлеб, она обручена?
Или т.к. он и
без того должен
спасти
другого
еврея и
другую еврейку,
даже когда она
попросила
кинуть хлеб
собаке, этим
она не обручилась
с ним? Талмуд
оставляет
вопрос
открытым (úé÷å). Мне
кажется, что
здесь также
подсказан возможный
«Кидушин»
Давида и
старшей
дочери Шауля
– Мейрав
(см. Санхедрин
19б), когда
Давид спас
еврейский
народ от Голиафа
(который
сравнивается
с собакой, см. Шмуэль 1:17:43 и Сота 42б, я
подробно
обсуждаю эту
тему в статье
журнала «Мир
Торы»).
Первая Мишна
упомянула
диспут Бет Шамай и
Бет Хилел
о минимальной
стоимости
объекта Кидушна
(в наше время
кольца). Бет Хилел
считают, что
это
минимальная
медная монетка
– прута, Бет Шамай – что
это
серебряный
динар (в 192 раза
больше). Почему
согласно
Бет Шамай
минимальная
цена Кидушина
– динар?
Талмуд (Кидушин
11а) приводит
разные
предположения
на этот счет.
Первое
предположение,
что «прута» -
слишком
маленькая
монетка,
чтобы
женщина
согласилась
обручиться.
Но тогда есть
женщины, для
которых и
динар –
слишком
маленькая
монетка.
Тогда Талмуд
учит, что по
умолчанию
«деньги» в
Торе – это
серебряные
монеты. Также
приводится
мнение, что Кидушин
учится мицвы
«Йиуд» в
случае
еврейской
служанки (см. Шемот 21:8:
речь идет о
нищем отце,
который не
может содержать
дочь, и
продает ее
богатому
мужчине, как
служанку, с
возможным
правом
последнего
сделать éòåã
- жениться на
ней).
А какая
покупательная
способность
была у монетки
«прута» во
время Хазаль?
Согласно
традиции Гаоним,
прута
эквивалента
серебру
весом в пол
ячменного
семени (см.
например Рамбам,
Тоэн ВеНитаан
3:1 и Шулхан
Арух, Йоре
Деа 331:132,
хотя Раши
считал, что
прута
немного
меньше).
Получается,
что прута
меньше двух
американских
центов. Но во
время Хазаль,
серебро было
во много раз
дороже, и
покупательная
способность
пруты во
много раз превышала
два цента. Мы
видим позже в
Талмуде (Кидушин
12а), что если
человек
сделал Кидушин
с помощью
одного
финика, мы
«боимся» что
вдруг он
стоит пруту в
Мидии (ГР”А
объясняет,
что люди в
Мидии были
очень богаты,
см. также
объяснение
Рава Реувена
Маргулиуса
в Ницуце
Ор). Во всяком
случае, в
большинстве
мест финики
стоили по нескольку
на пруту.
(В примере
Талмуда, Кор,
т.е. более 200 литров,
стоил Села – 768 прутот,
т.е. за пруту
можно было
купить более
четверти
литра фиников,
а сегодня за
два цента
невозможно
ничего
купить). Моя
примерная
оценка, что
покупательная
способность пруты
была не менее
25 центов
сегодня (см.
ниже).
А сколько
серебра в
динаре? А что
можно было
купить на
динар?
Динар – это 192
пруты, и
обычно динар
оценивают как
4 с чем-то
грамм
серебра, т.е.
меньше четырех
долларов, но
покупательная
способность
была порядка
пятидесяти
долларов (из
расчета пруты
– 25 центов).
Интересно,
что
профессиональные
работники
зарабатывали
от 3 до 4
динаров в
день (см. Бава
Мециа 76а),
т.е. согласно
покупательной
способности
примерно
эквивалентно
зарплатам
сегодня (150-200
долларов в день,
хотя они
трудились
обычно более
8 часов, и
непрофессионалы
получали
намного меньше,
и иногда
работали
только за
еду). Мишна
(Бава Бава
Мециа 5:1)
приводит
пример, когда
Кор (где-то от 200
до 300 литров) пшеницы
мог стоить 1
золотой
динар (т.е. 25
серебреных
динаров, в те
времена
разница в
цене золота и
серебра была меньше,
чем сегодня).
Значит, на
один серебреный
динар можно
было купить
примерно 10
литров
пшеницы
(сегодня
оптовая цена
в десять раз ниже,
но когда
покупаешь в
маленьких
количествах
в магазине,
цена лишь
немного
меньше). С
другой
стороны,
недвижимость
видимо была несколько
дешевле.
Талмуд (Бава
Мециа 65а)
сообщает, что
двор могли
сдать за Села
(4 динара, т.е.
согласно
покупательной
способности
$200) в месяц.
Также Талмуд
(Бава Мециа
102а) приводит,
как баню
сдали за
золотой динар
в месяц (т.е.
согласно
покупательной
способности,
за $1250). Корова
могла стоить
30 динаров ($1500, см. Бава Мециа
69б, примерно
такие цены и
сегодня).
Разумеется,
одежда была более
дорогой, т.к.
все
приходилось
делать вручную
(см. Кетубот
65б).
Получается,
что если
оценивать не
в ценах
серебра и
золота, но в
покупательной
способности
и в тогдашних
зарплатах, то
в отношении
базовых нужд
(еда, одежда,
жилье) профессиональный
работник мог
позволить
себе примерно
те же, что и сегодня
(хотя конечно
не
существовали
те изобретения,
которые
сделали нашу
жизнь
гораздо более
удобной).
Те, кто не
разбираются
в законах гета
и кидушина,
пусть этим не
занимаются
(Гитин 6а, 13а).