Талмудический Винегрет. Глава Кедошим, Талмуд, Йевамот 55-61.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Владимир бен Хеня.

«И когда закалывать будете мирную жертву Г-споду, для благоволения ìÄøÀöÉðÀëÆí к вам закалывайте ее» (Вайикра 19:5). Что значит здесь выражение «Лирцонхем»  (по желанию?)

Простой смысл, что т.к. в пустыне, чтобы есть мясо, нужно было принести животное как мирную жертву, то существует вероятность, что человек будет приносить ее не по желанию, а только потому, что хочет отведать мяса. Поэтому Тора подчеркивает, что жертву всегда нужно приносить только «Лирцонхем» - по желанию (Мешех Хохма, см. другие объяснения в комментариях Раши и Хизкуни). 

Жертва Ашам приносится в шести случаях, один из которых описан в нашей главе. Какой? А когда в нашей истории множество евреев принесли эту жертву за данный грех?

Наша глава (Вайикра 19:22) описывает «Ашам Шифха Харуфа» (ашам, который приносился, если человек имел отношения со наполовину служанкой, обрученной с еврейским слугой). В конце Книги Эзры описывается, как многие евреи после возвращения из Вавилонского изгнания взяли себе нееврейских жен (возможно потому, что евреек тогда вернулось очень мало). Эзре удалось вернуть народ в раскаянии, и они отослали своих жен, а также принесли жертвы Ашам (Эзра 10:19). Согласно простому смыслу, Ашам был принесен как искупительная жертва за отношение с нееврейкой, и возможно это было особое решение (хораат шаа), которое обычно не практикуется в халахе (см. Раши, Ибн Эзра и Ралбаг). Но Талмуд (Критот 11а) считает, что они принесли «Ашам Шифха Харуфа», т.к. все они сломали запрет запрещенных связей с обрученной служанкой. Сложность состоит в том, что по многим мнениям, во время Второго Храма уже не практиковался Йовель, и поэтому не могло быть еврейских слуг, а значит, весь этот закон не относился, и хотя может быть, они имели отношения с Шифхой Харуфой еще при первом Храме (см. Рашба, Гитин 36а), это кажется маловероятным. Скорее всего, утверждение Талмуда, что все они сломали запрет запрещенных связей с Шифхой Харуфой основано на другой интерпретации Шифхи Харуфы – а именно, что эта служанка была обручена с Эвед Кенаани (нееврейским слугой), каковые существовали во время Второго Храма (см. Рашба там же, и Малбим к этим стихам, Эзра 10:19).

В нашей главе (Вайикра 19:13) сказано, не оставлять плату работника до утра. Когда относится этот закон? А где описана заповедь платить работнику в тот же день?

Если наемный работник проработал весь день, то время выплаты его зарплаты – до утра. Также, если он работал часть ночи, ему нужно заплатить до утра. Но если он проработал всю ночь, или если он работал днем, но закончил до конца дня, то ему нужно заплатить тем же днем, и эта мицва описана в Главе Ки Теце (24:15).

«Не ходи сплетником в своем народе; не стой над кровью ближнего своего» (Вайикра 19:16). От какого слова происходит слово «Рахиль» (сплетник?). А где еще в Танахе упоминается это слово?

Возможно слово øÈëÄéì (Рахиль) связано со словом øâéì (Рагиль), и корнем øâì (нога). Обычно сплетники ходят от одного к другому, разнося сплетни (как мухи заразу). Вообще этот корень может означать «разведывать» (îøâì  - шпион), и сплетники обычно все время что-то разведывают, чтобы рассказать другим. Заметим, что слово «Рагиль» может значить «привык», и конечно этот грех легко становится привычкой. Интересно, что постоянных сплетников называют «Баалей Лашон А-ра» - дословно «хозяева дурного языка». Согласно некоторым мудрецам, те, кто привыкли постоянно сплетничать могут потерять свою часть в Будущем Мире (см. Рамбам, Деот 7:3, согласно его версии в Тосефте в начале Трактата Пеа, но наша Гирса в этой Тосефте и в Йерушалми, что «Керен Каемет Леолам Аба», т.е. человек получает часть наказания в этом мире, но основное наказание остается для будущего мира, см. также Аводат Амелех от имени Масехет Дерех Эрец Рабба, 11). Также продавцы называются «Рохлим», и сплетник подобен бродячим продавцам, которые ходят из дома в дом, берут от одного и передают другому (см. Раши, Ибн Эзра, Рамбан, и другие комментарии). «Рахиль» в смысле «сплетник» упоминается у пророков Йирмияу (6:28, 9:3) и Йехезкель (22:9), и в Книге Мишле (11:13, 20:19).

А почему сразу после этого запрета написано не стоять над кровью ближнего?

Одно из объяснений, чтобы предотвратить кровопролитие мы обязаны даже донести. Но есть и обратное объяснение: те, кто занимаются доносами приводят к кровопролитию, и как говорит Талмуд (Арахин 15б, см. также Иерусалимский Талмуд, Пеа 4б) он приводит к смерти всех троих, того про кого доносит, и того, кому доносит, и себя самого.

«Люби ближнего своего …» (Вайикра 19:18). А кого еще повелевает Тора любить в нашей главе?

Тора также приказывает любить Гера (Вайикра 19:34).

В нашей сугие Талмуд (Йевамот 55б) заключает, что в отношении запрещенных связей, на самом деле неважно, вышло ли семя. Если мужчина имел отношения с чужой женой, и не вышло семя, это тоже считается прелюбодеянием, со всеми вытекающими последствиями. Но Тора использует выражение ìÉà úÄúÌÅï ùÑÀëÈáÀúÌÀêÈ (досл. в чужую жену не давай свое семя), чтобы подчеркнуть, что если у мужчины не было эрекции, то это не считается прелюбодеянием (конечно, это тоже запрещено, и даже обнимать или целовать запрещенных женщин нельзя, но, по крайней мере, женщина не станет запрещена мужу, если не было самих отношений). Один из интересных современных вопросов связан с «искусственным оплодотворением». По большинству мнений, ребенок, который произошел без отношений не является мамзером. Тем не менее, само искусственное оплодотворение запрещено почти всеми мудрецами по целому ряду причин. Ведь таким образом появляются дети, с неизвестным отцом, но со стороны они выглядят, как натуральные дети от мужа. Конкретный пример, на базе нашей Геморы, что мудрецы запретили женщине выходить замуж после развода, пока не пройдет 3 месяца. Иначе, если например, родится ребенок от первого мужа, а подумают, что от второго, то если второй умрет бездетным, то ей не будут делать Халицу, думая, что у него был ребенок. Также, и если женщина имеет ребенка через искусственное оплодотворение, и потом, допустим, ее муж женился на другой, и умер без детей, то его вторая жена может не знать, что ребенок первой – не от ее мужа, и значит ей не будут делать Халицу.

Коэн Гадоль должен жениться на девушке. А что если женщина не девственница, но она не имела ни с кем отношений, может ли она выйти замуж за Первосвященника?

Нет (Йевамот 59а). Даже если не было отношений с мужчиной, но женщина потеряла девственности (например, неудачно села) Коэн Галоль не может на ней жениться. Но некоторые считают, что это только раввинский запрет (см. Меири).

А если коэн сначала женился не на девушке, а потом его назначили Первосвященником, нужно ли ему разводиться?

Нет (Йевамот 61а). Более того, даже если коэн обучился (сделал Кидушин) с женщиной, которая разрешена Коэну, но не Коэн Гадолю, то он с ней остается.

Предыдущая глава