Талмудический Винегрет. Глава Ахаре Мот, Талмуд, Йевамот 34-54.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Владимир бен Хеня.

Когда еще читают нашу главу?

Нашу главу читают в Йом Кипур, утром читают первую часть, а в Минху последнюю. (Видимо специально выбрали, чтобы в Йом Кипур утром и днем читали отрывки из той же главы, но вдобавок ецер ара к запретным связям очень велико, и поэтому стоит напомнить об этих запретах в день раскаяния).

Какое слово упоминается в Танахе только в нашей главе?

Слово «Азазель» упоминается несколько раз в нашей главе и больше нигде в Танахе. (О значении этого слова есть много мнений, наиболее простое объяснение, что оно символизирует силу искушения, которая уводит людей от праведности, и потом требует от Всевышнего нашего наказания – «Сатан»). 

Какие из женщин, запрещенных в нашей главе (арайот) могут стать разрешенными?

Чужая жена может стать разрешенной, если разведется или станет вдовой. Нида становится разрешенной, когда после периода окунается в микве. Сестра жены становится разрешенной после смерти жены, а жена брата после смерти брата, если тот умер бездетным.

В нашей главе не написано, что дочь – одна из запрещенных Арайот. Так откуда же мы знаем, что нельзя жениться на дочери?

В десятом стихе сказано, что запрещены собственные внучки (и дочь сына, и дочь дочери). А в семнадцатом стихе, Тора запрещает дочь жены, и внучку жены (тоже и по ее сыну и по ее дочери). В обоих стихах используется выражение äðä. Отсюда Талмуд (Йевамот 3а) учит, что так же как дочь жены запрещена вместе с ее внучками, также и собственная дочь запрещена, как и внучки.

Интересно, что к нашей главе Ашкеназим читают самую короткую Хафтору из конца пророка Амоса, в ней всего 9 стихов.

Если человек умер, оставив жену беременной, и у нее родился ребенок, то Йибум и Халица уже не относятся. Но ребенок должен прожить 30 дней, иначе мы боимся, вдруг это выкидыш, и тогда нужно делать Халицу. Тем не менее, если коэн сделал такой вдове Кидушин, то даже если ребенок умер, не прожив 30 дней, Рава разрешает положиться, что ребенок не родился преждевременно. Ведь если эта вдова пройдет через Халицу, она станет запрещена Коэну. Когда один из мудрецов услышал про это решение Равы, он сказал: вы такое разрешили? Так разрешите уж заодно и хелев – запрещенный жир (Йевамот 37а). Арух Ленер и Р. Реувен Марголиус объясняют, что намек здесь на разрешение Р. Йишмаэля есть определенный вид жира на желудке животного (кейва), и этот жир отдавали коэну. На это Талмуд (Хулин 49а) говорит, что коэн (Р. Йишмаэль) помогает коэнам. Также и здесь, решение Равы (который по многим мнениям был коэном) помогает коэнам.

Какая Мишна в нашей сугие повторяется в Кетубот?

Мишна в нашем Трактате (Йевамот 38а) про разделение имущества в случае смерти Йевамы, также встречается в Трактате Кетубот (80б).

Как делят наследство умершего брата после Халицы?

Тора не дает особых привилегий тому брату, который сделал Халицу, поэтому после выплаты Кетубы вдове умершего, остальное имущество делят между братьями, а если жив отец, то он наследует все имущество (Йевамот 40а). Но обычай Ашкеназим, что ради поощрения брата, который делает Халицу, он наследует имущество умершего после выплаты Кетубы, а если Кетуба составляет более половины имущества, то они делят наследие брата пополам с вдовой (см. Эвен Аэзер 163:2, 165:4).

Интересно, что слово беременность äøéåï (Херайон) имеет числовое значение, как средний срок беременности – 271.

Сколько времени вдова не может выходить замуж после смерти мужа?

Три месяца. Вообще любая женщина, у которой умер муж, или развелся с ней, должна ждать три месяца, иначе, если она сразу выйдет замуж и забеременеет, то мы не будем знать от какого мужа этот ребенок.

Кто считается мамзер? А где упоминается слово мамзер?

Слово мамзер упоминается в Главе Ки Теце (23:3) и в пророке Зехария (9:6). Согласно Хазаль, мамзер означает ребенка, родившегося от запрещенного союза, и халаха следует мнению Р. Шимона А-Тимни, что только если этот союз карается каретом, ребенок мамзер (см. Йевамот 44а).

А является ли мамзером сын еврейки от нееврея?

В Талмуде (Йевамот 45а) есть диспут на этот счет, и Халаха следует мягкому мнению. Более того, даже если замужняя женщина родила от нееврея, ее ребенок не мамзер.

А может ли дочь нееврея и еврейки выходить замуж за коэна?

На этот счет есть диспут Ришоним, и хотя Рамбам считает, что дочь нееврея разрешена коэну, Шулхан Арух (Эвен Аэзер 7:17) постановляет как мнения, что она запрещена (но см. Хелкат Мехокек и Бет Шмуэль, что если коэн женился на такой девушке, ему не нужно разводиться).

Рут была гийорет par excellence. Поэтому многие законы гейрут учатся из истории Рут (см. нашу сугию на стр. 47б). Кстати, Гематрия «Рут» - 606, как количество дополнительных заповедей, которые принимает Гер, вдобавок к семи заповедям Ноаха (ГР”А).

Талмуд (Йевамот 48а) спрашивает: почему гейрим мучаются в наше время? Один из ответов: они слишком долго тянули, когда уже решили перейти в Иудаизм!

Может ли человек прожить больше, чем ему предписано?

В Талмуде (Йевамот 50а) приводится диспут на этот счет. По некоторым мнениям, за определенные заслуги жизнь может быть продлена, но по другим мнениям, невозможно прожить дольше предписанного, и можно лишь с помощью раскаяния получить назад те годы, которые человек потерял за свои грехи.

Рав бил плетьми тех, кто делает Кидушин прямо на рынке, или делает Кидушин без предварительно шидуха – сватовства (Йевамот 52а).

Предыдущая глава