Талмудический Винегрет. Глава Хае Сара, Талмуд, Трактат Эйрувин стр. 91-97.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

В начале нашей главы буква «каф» в слове åÀìÄáÀëÌÉúÈäÌ – маленькая. В отличие от других нерегулярностей: (точек над буквами, Тикуней Софрим, Итурей Софрим, К’ри и К’тив), маленькие и большие буквы в Талмуде открыто не упоминаются, хотя упоминается Вав катиа в слове «Шалом» в Бемидбар 25:12 (см. Кидушин 66б), и Вав закуфа в имени åÇéÀæÈúÈà  в Мегилат Эстер 9:9 (см. Мегила 16б), но есть разные интерпретации, что именно это значит. Тем не менее, в Мидрашах и в Зоаре упоминаются большие и малые буквы, но нередко существуют разные традиции о том, какие именно буквы писать маленькими или большими, а также разные объяснения почему.

В нашей главе впервые встречается слово «наара» (девушка), и оно написано без последней буквы хей (также как пишется слово «наар» - мальчик, молодой человек). Вообще в Хумаше «наара» всегда так пишется, кроме одного места в Книге Деварим (22:19), но в других частях Танаха «наара» всегда пишется через «хей» (см. Минхат Шай от имени Талмуда и Зоара объяснения этого, возможно также, что Тора использует наиболее древнее написание этого слова, так же как, например слово «хи» (она) в Торе почти всегда пишется как «ху» (он), а были свитки, в которых всегда писалось «хи» как «ху»).

Какую притчу Талмуд в Трактате Бава Кама (92б) применяет к истории с Элиэзером?

Если у тебя есть что-то негативное, лучше сообщи это сразу [чем, если это узнают потом из чужих уст]. Когда Элиэзер приехал в Харан с десятью верблюдами навьюченными подарками, семья Лавана приняла за очень богатого человека. Поэтому он начал свое повествование со слов «Я раб Авраама» (Берешит 24:34).

А какую пословицу они используют по отношению к концу нашей главы, когда Авраам женился на Кетуре?

Талмуд (там же) описывает, как тяжело тому, кто слышит, как другой пирует, а ему не достается. Когда Авраам увидел счастье семейной жизни Йицхака, он тоже решил жениться.

Принято считать, что Хафтору установили читать во время преследований, когда невреи запретили нам читать Тору (Мишна Берура 284:2 от имени Р. Давида Абудархама). На самом деле данное объяснение не упоминается в словах Хазаль, и маловероятно что неевреи действительно запретили нам читать Тору, но не пророков (наоборот, именно в пророках содержатся множество обещаний нашей будущей независимости, и греки и римляне считали эти отрывки наиболее опасными). Существуют другие объяснения, почему была установлена хафтора. Одно из них, что после чтения Торы Раввин обычно читал небольшую лекцию к стиху из начала нашей главы, причем лекция базировалась на каком-то стихе пророков (подобное сохранилось в Мидраш Рабба). В случае  если не было Раввина, просто читали сам отрывок из пророка. Поэтому часто связь между главой Торы и Хафторой только в первом стихе. Это верное и в случае нашей главы, где после похорон Сары говорится, как Авраам состарился, и Хафтору выбрали, начиная со слов «и состарился Давид» (а в Махзор Романия читали Хафтору из пророка Йешая, 51 глава, где упоминаются Авраам и Сара).

В Трактате Эйрувин (91а), Р. Йехуда приводит, как во время преследования неевреев (видимо после провала бунта Бар Кохбы) разрешили перенести свиток Торы через дворы и крыши, чтобы можно было ее читать в Шаббат. По мнению Р. Шимона, это можно делать и не во время опасности, т.к. все, что находится во дворе в начале Шаббата, можно нести в другой двор, или на крышу. Но, по мнению других мудрецов, данное разрешение относилось только в случае опасности, когда разрешили раввинский запрет, чтобы не забылось чтение Торы в Субботу (см. Маген Авраам 307:8 и Махацит Ашекель к этому месту). 

Если человек молится в синагоге в другой комнате, считается ли он частью миньяна?

Чтобы собрать миньян, нужно чтобы десять мужчин находились в одном помещении (см. Эйрувин 92б). Но, по мнению Шулхан Аруха, даже если кто-то находится в другой комнате, но между ними окно через которое его видно, то он считается частью миньяна (а есть те, кто спорят с этим). В любом случае, если есть миньян в какой-то комнате, то все кто их слышат, отвечают на благословения, Кадиш и Кедушу, даже если они находятся в другом здании или на улице. 

Что делать если на улице нашли Тефилин в Шаббат?

Если кошерный Тефилин валяется на улице, то его следует надеть, и пойти туда, где его можно оставить в целости и сохранности.

Может ли женщина накладывать Тефилин?

Нет. Хотя Талмуд (Эйрувин 96а) упоминает случаи, когда женщина надевала Тефилин, халаха следует мнению, что женщина не накладывает Тефилин. Хотя многие положительные заповеди (Шофар, Лулав), которые женщины не обязаны делать, они соблюдают (и по Ашкеназскому обычаю даже делают благословения), женщинам не следует накладывать Тефилин (Орах Хаим 38:3).

Какое правильное место для головного и ручного Тефилина?

Ручной Тефилин накладывают на мускул левой руки (а левша – на правый). По мнению ГР”А годится весь мускул, но Шулхан Арух считает, что весь Тефилин должен быть не выше чем середина между локтем и плечом. Головной Тефилин должен быть посередине надо лбом, там, где растут волосы.

Предыдущая глава