Леилуй Нишмат Фейга бат Яков.

Вопрос: В этой главе описываются множество корбанот[1] и в том числе два разных вида приношений за грех: Хатаат и Ашам. В чем разница между этими приношениями?

 

Ответ: Как мы видим из этой главы, а также из других мест в Торе, большинство корбанот не приносились за грех[2]. Лишь два корбана предписаны в случае греха: Хатаат и Ашам. Слово Хатаат связано со словом "Хет", которое указывает на случайный грех, его можно перевести просто как промах[3]. Ашам же указывает на более серьезное непослушание, и само слово, возможно, указывает на полное разрушение[4].

 

Хатаат приносился из годовалых овечек или козочек, любой цены, а Ашам только из баранов, стоящих определенную сумму. Ашам приносился в основном в редких случаях, и некоторые виды Ашама приносились даже в случае специального греха[5]: например назир, который осквернил свою святость, вступая в контакт с мертвым телом; тот, кто украл чужое и поклялся ложно и человек, имевший отношение с обрученной служанкой[6].

 

Самый частый вид Ашама - это Ашам в случае неуверенности был ли сделан грех. На первый взгляд, этот Ашам подобен жертве Хатаат, но только Хатаат приносили, когда человек узнал, что он совершил случайно грех, а Ашам, если он не узнал этого точно[7]. Согласно этому подходу, казалось бы, такой Ашам[8] должен быть менее строгим, чем Хатаат. Наши мудрецы объясняют, что т.к. человек, который не уверен, сделал ли он грех, обычно надеется что "пронесло", то поэтому Тора предписывает принести более дорогой и строгий Ашам именно в случае неуверенности[9].

 

Но существует и другое объяснение этого вида Ашам, согласно которому очевидно, что грех был гораздо большим, чем в случае Хатаат. Возможно, Ашам включает ситуацию[10], когда человек специально сделал то, что могло быть запрещенным, надеясь, что обойдется[11] ...

 

Да заслужим мы не совершать ни специальных ни случайных грехов, и заслужить приносить в Третьем Храме жертвы Ола и Шламим, а не Ашам и Хатаат!

Перейти к предыдущей статье



[1] См. наши предыдущие комментарии к этой главе Ваикра и Вайикра1.

[2] Хотя по некоторым мнениям и Ола приносили в том числе в случае определенных промахов (см. Вайикра Раба 7:3, см. тем не менее Зевахим 7б), но Тора ничего про это не говорит.

[3] См. также наши слова к главе Ки Тиса, 11 пометку. Заметим, что Хатаат также предписан в случаях, когда никакого очевидного греха не было. Например, Назир в конце своего периода святости, и роженица, после очищения приносили Хатаат. Из-за этого некоторые считают, что слово Хатаат скорее нужно просто переводить как «очищение», а Хазал пытаются найти элемент греха и в вышеупомянутых случаях.  

[4] См. Рамбан Вайикра 5:15.

[5] Два других "Ашама" хотя не предписаны за "специальный" грех, но связаны с серьезными исправлениями: Ашам человека, который использовал храмовое имущество в корыстных целях, и Ашам проказного (который подобен мертвому), когда он очистился и возвращается в лагерь.

[6] Насчет точных деталей, о какой служанке идет речь, см. Талмуд, Критут 11а. Замечу, что судя по книге Эзры (10:19), и за некоторые другие запрещенные связи, например связи с нееврейкой, похоже приносили корбан Ашам (но см. Талмуд, там же, что это был особый случай, не предписанный буквой закона).

[7] Например, если человек сделал работу в пятницу вечером, думая что солнце еще не зашло, а потом узнал, что работа была сделана после захода, но до выхода звезд. Получается, что он сделал работу "Бен Ашмашот" и теперь должен принести Ашам.

[8] Его называли "Ашам Талуй" - подвешенный Ашам, т.е. Ашам неуверенности.

[9] См. также Шулхан Арух, Орах Хаим 603:1, что и в десять дней раскаяния нужно сделать более серьезную тшуву именно за "возможные грехи".

[10] См. Шита Мекубецет, Кетубот 22б, Арух Ленер, Критут 17б, Вопросы и Ответы Хатам Софера, Хошен Мишпат 29, Вопросы и Ответы Бет Шеарим 1, Вопросы и Ответы Ахиэзер 3:57, Вопросы и Ответы Торат Хаим 89, Вопросы и Ответы Шевет Алеви 2:37. См. также Ибн Эзра и Абарбанель к Вайикра 5:17 для других объяснений. На самом деле из самим стихов в Вайикра 5:17 неочевидно, в каких случаях приносится Ашам Талуй.

[11] Например, зная, что солнце уже зашло, продолжает вести машину, или зная, что один из кусков мяса перед ним содержит запрещенный жир (хелев), тем не менее съедает его.