Лерефуа Шлема Шель Рефаэль Моше бен Адина.

 

Ответы к главе Ваэтханан.

 

1. Зачем Моше молился зайти в Землю Израиля, после того как Всевышний уже запретил ему, и почему вообще Моше так хотелось побывать на Святой Земле?

 

Молиться никогда не мешает, и даже плохой приговор может быть отменен. Моше хотел зайти на Святую Землю, в том числе, чтобы соблюдать особые заповеди, которые невозможно было соблюсти в пустыне.

 

2. В нашей главе упоминается заповедь Шма. Чтение какой именно части отрывка Шма – является заповедью из Торы?

 

Есть четыре мнения: 1) Чтение Шма - это заповедь раввинов (а Тора лишь, в общем, требует всегда повторять слова Торы и не забывать о них сидя в доме, находясь в дороге, ложась и вставая ...) 2) Первый стих Шма из Торы 3) Весь первый параграф Шма из Торы 4) Читать оба первых параграфа Шма - заповедь из Торы. Кроме этого Тора требует вспоминать о выходе из Египта дважды: днем и ночью (а по некоторым мнениям, из Торы эта заповедь относится только один раз в день). Для этого мы читаем третий параграф Шма, но можно выполнить эту заповедь, произнося любую фразу упоминающую выход из Египта.

 

3. А читали ли евреи Шма в пустыне до того, как Моше сказал этот отрывок за месяц до смерти?

 

По мнениям что вся заповедь Шма - это заповедь раввинов, неясно когда именно эта заповедь была установлена, и возможно это произошло во время Второго Храма. В любом случае вполне возможно, что и до этого, и в частности до последнего года в пустыне, когда Моше сказал эти конкретные слова, евреи, тем не менее, каждое утро после пробуждения говорили какую-то фразу похожую на Шма, чтобы начать день со службы Творцу. Также перед отходом ко сну наверно кошерные евреи читали какие-то молитвы и декларацию веры. Разумеется, не исключено, что сама фраза Шма Йисраэль, уже была известна нашему народу задолго до того, как ее произнес Моше в последний месяц своей жизни (так например подразумевает известная агада, что дети Якова читали Шма, см. ответ к пятому вопросу, см. также Таргум Псевдо-Йонатан Бемидбар 25:6, который предполагает, что старейшины читали Шма во время эпизода с Зимри и Козби).

 

4. А где еще Тора использует выражение «Слушай Израиль»?

 

Моше использует это выражение часто в Книге Деварим, когда обращается к евреям (например, 4:1, 5:1, 9:1).

 

5. Почему мы произносим «Барух Шем Кевод Малхут Леолам Ваэд», ведь этот стих не написан в Торе?

 

Согласно одному из объяснений Хазаль, дети Якова перед смертью сказали Шма, а он ответил этой фразой. Т.к. эта фраза не включена в Тору Моше, мы произносим ее шепотом (Песахим 56а, см. там же для другого объяснения).

 

6. Что значит слово «меодеха» в Шма, когда говорится (Деварим 6:5) любить Творца «всем сердцем, всей душой и всем меодеха»?

 

Простой смысл этого слова: очень (дословно – «твое очень»). Тора хочет сказать, чтобы мы очень-очень любили Всевышнего. Некоторые Сидуры поэтому переводят: всем существом своим. Также существует объяснение, что здесь Тора требует служить Творцу, даже когда это приводит к финансовым потерям (дословно: всем своим имуществом). Подробнее мы обсуждаем это в статье по этой главе.

 

7. Почему упоминается эти четыре случая, когда надо читать Шма (Деварим 6:7): «сидя в доме, находясь в дороге, ложась и вставая»?

 

Одно из объяснений, что здесь подсказаны четыре части дня, см. здесь.

 

8. Почему Тора до сих пор не упомянула о заповеди вешать мезузу? А исполнял ли наш народ эту заповедь в пустыне?

 

В принципе нет мицвы вешать мезузу на вход шатра, поэтому видимо наш народ не исполнял эту мицву в пустыне. Хотя Мидраш предполагает, что Корах уже имел претензии к заповеди мезузы (Йерушалми Санхедрин 50а, Бемидбар Раба 18:3), есть также Мидраш (Техилим 1) который говорит, что у Кораха были претензии к законам отдавания коэнам частей урожая, хотя конечно в пустыне эти заповеди не практиковались.

 

9. Раши пишет (Деварим 6:9), что [хотя мы читаем «мезузот» во множественном числе] в Торе оно написано без вава [и можно его прочесть в единственном числе, как «мезузат»], и поэтому нужна только одна мезуза. Что именно имеет в виду Раши? Хочет ли он сказать, что из Торы достаточно одной мезузы на дом и соответственно закреплять мезузу на каждый вход в комнаты - лишь заповедь раввинов? Или Раши имеет в виду, что нужно вешать одну мезузу на каждый дверной косяк, а не по две мезузы и справа и слева?

 

Обычно правильным считается второе объяснение. Но есть еще объяснение, что Раши имеет в виду, что даже вход, у которого всего один дверной косяк (справа), требует мезузу. Тем не менее, на аудио уроке мы обсуждаем, что и первое объяснение может быть правильным при каких-то обстоятельствах (см. также Шут Диврей Яцив 191).

 

10. В нашей главе (6:20) упоминается вопрос ребенка о смысле Пасхального Седера. Согласно нашим мудрецам, - это вопрос мудрого сына. Где в Торе подсказано, что речь идет о мудром сыне и в чем его вопрос отличается от вопроса злодея?

 

Из всех детей, он задает самый обстоятельный вопрос, и подчеркивает (в отличие от злодея), что заповеди даны Творцом (см. также здесь).

 

Вопросы по законам Шаббата:

 

11. Если в Шабат принесли заказное письмо и требуют расписку, можно ли попросить нееврея расписаться?

 

Рав Харефенесс пишет (Нишмат Шабат 5:80), что если иначе будет финансовая потеря, можно сказать нееврею, чтобы он просто поставил какую-нибудь закорючку (и тогда, даже если он распишется обычным образом, это не наша проблема).

 

12. Можно ли в Шабат взять что-то в магазине нееврея, если знаешь, что нееврей запишет, чтобы потом еврей с ним рассчитался после Шабата? (Имеется в виду, когда нет запрета носить, например магазин внутри эйрува, или речь идет о Йом Тове а не о Шаббате).

 

Да. (Разумеется, самому говорить о деньгах нельзя, просто если нееврейский владелец магазина знакомый, то к нему приходят и берут то, что нужно, а если он запишет, то это не наша проблема).

 

13. Если с человеком живет нееврейская домработница, можно ли дать ей звонить в Шаббат по телефону или гладить ее белье?

 

Да.

 

14. Можно ли с помощью подсказки указать нееврею, чтобы он включил кондиционер?

 

Если очень жарко, то можно разрешить.

 

15. Можно ли подсказать нееврею чтобы он выключил свет или кондиционер?

 

Да, если требуется.

 

16. Если стало темно, можно ли подсказать нееврею чтобы он включил свет?

 

Нет, и даже если он сам для нас включил свет в темной комнате, нельзя им пользоваться. Но иногда если это нужно для целой общины (иначе они, например, не смогут молиться), или для маленьких детей (например, они боятся темноты), то некоторые разрешают. Самый лучший совет в ситуации, когда нужен свет, пригласить нееврея и предложить ему что-то попить или поесть, и он сам включит свет для своей нужды, а потом сказать ему, не выключать когда выйдет.

 

17. Можно ли дать маленькому ребенку включить свет в Шаббат?

 

Просить ребенка включить свет нельзя. Более того, если отец видит, что ребенок собирается включить свет, то если он достаточно смышленый, чтобы понимать о святости Шаббата, отец должен его остановить. (Даже если ребенок сам выключил свет, отец не может на него гаркнуть, чтобы он понял, что отец недоволен и включил назад.) Чужие же люди не обязаны останавливать ребенка, который сам включает свет, если они его не просили об этом.

 

18. Можно ли маленькому ребенку дать что-то, чтобы он взял с собой в синагогу?

 

Некоторые разрешают в местах, где ношение запрещено только раввинским запретом, если эта вещь нужна в синагоге и самому ребенку, но многие мудрецы запрещают во всех случаях.

 

Предыдущая глава