Вопрос: В этой недельной главе мы начинаем читать про "Десять Наказаний Египетских". Каков общий смысл этих наказаний и их порядка?

 

Ответ: Конечно, сотни комментарий написаны, чтобы хоть частично ответить на наш вопрос, но мы как обычно попробуем обсудить некоторые общие идеи. Заметим, что в общем число десять[1] играет важную роль в разных аспектах Торы: десять изречений, которыми был создан мир[2], десять заповедей данных в Шавуот на горе Синай, десять евреев образующих миньян и т.д[3]. Общая связь между всеми этими десятками - это Десять Сфирот, десять общих видов Воли Творца, или способов управления миром.

 

Также как все в физическом мире состоит из чуть более ста элементов Таблицы Менделеева, также и в духовном, все виды управления - это какие-то комбинации Десяти Сфирот. Само слово Сфира происходит от слова "считать" и десятичное исчисление связано с этим. Таким образом, число десять указывает на полное исправление, полную гармонию всех элементов.

 

И на самом деле наши мудрецы[4] описывают, что Десять Наказаний соответствовали Десяти Сфирот[5]. Всевышний хотел показать Свой полный контроль над миром, и поэтому использовал всевозможные виды наказаний[6], использующие разные элементы природы[7]. Так как Десять Сфирот делятся на группы по три[8], то и порядок наказаний соответствовал образцу троек[9]. По этой причине, аббревиатура Десяти Наказаний состоит из трех слов:

 דצ"ך עד"ש באח"ב     «ДАЦА"Х АДА"Ш БААХА"В»[10]

 

Наказания египтян, конечно, послужили уроком не только египтянам[11], но и в еще большей степени самим евреям. В древнем мире существовало представление, что Сам Творец мира не управляет им больше и всю силу передал ангелам[12], которым и покланялись древние. Евреи тоже наверняка находились под влиянием подобного мировоззрения, и эту идею требовалось искоренить.

 

Сначала египтяне приняли и Моше за обычного чародея, который может делать чудеса с помощью колдовства и заклинаний[13]. Только после того как самые большие мудрецы Египта[14], смогли определить и признать, что чудеса Моше сделаны самим Всевышним, только тогда и сами евреи смогли освободиться от предрассудков прошлого, и выйти из духовного Египта, чтобы стать уникальной нацией. Еще много испытаний выпало на долю нашего народа, но Египет[15] был корнем всех их. Да заслужим мы поскорее чтобы закончилось и наше последние изгнание, и все его испытания.

 

Перейти к предыдущей статье



[1] Заметим, что число пальцев наших рук, от которого зависит и наше десятичное исчисление тоже связано с этими десятками (см. Сефер Йецира 1:2).

[2] Заметим, что нередко по традиции известно общее число, но есть разные мнения о том, как его насчитать. Также и в отношении того, какие изречения включаются в эти десять есть диспут (см. Рош Ашана 32а, Зоар 3:11б)

[3] См. также Пирке Авот 5:1-6, где описаны другие десятки.

[4] См. Рабейну Бахье 3:19, Магид Мейшарим, Бо, Шла Акодеш, Биур Агада 12, Седер Аейм – Седер Йециат Мицраим.

[5] См. также Р. Ицхак Айзек Хавер «Яд Мицраим», где детально описывается также связь между десятью наказаниями и десятью изречениями, с помощью которых был создан мир.

[6] Заметим, что наши мудрецы также описывают, что и здесь функционировало золотое правило "Мида кэнегед мида" (мера за меру – закон Высшей Справедливости) - наказание соответствовало провинности. За каждый вид притеснения евреев, египтяне получили соответствующее наказание. Хотя сам Всевышний хотел, чтобы наш народ был в изгнании, и это помогло еврейским душам исправить свои грехи предыдущих перевоплощений (см. Аризаль, Шаар Апесуким, Шемот), но каждый отдельный египтянин считался виновным за те мучения, которые он принес евреям. Дело в том, что отдельные египтяне нас мучили по собственному выбору, и вдобавок они притесняли наш народ гораздо больше, чем было предусмотрено (см. Рамбам, Законы раскаяния 6:5, Раавад там же, Рамбан, Берешит 15:14). Таким же образом, если Всевышний записывает отдельного человека на смерть в следующем году, его убийца не будет прощен. Также и нацисты получат свое наказание, несмотря на то, что во время Второй Мировой войны Всевышний отвернулся от нас за наши грехи...

[7] См. Р. Ицхак Айзек Хавер «Яд Мицраим».

[8] См. наше предисловие к очерку: http://www.torahone.com/docs/10centuries.htm . Последнее наказание включили в группу с предыдущими тремя.

[9] Так, например, в каждой тройке, перед первыми двумя наказаниями было предупреждение, но не перед третьим. См. более детально объяснение Малбима.

[10] Чтобы подчеркнуть эту идею, во время Пасхального Седера мы отливаем отдельно десять капелек вина супротив десяти наказаний, а потом три капли супротив этих трех групп.

[11] Интересно, что Египет хорошо помнил свой урок и как видно из книг пророков, не атаковал Израиль в течение следующих 300 лет, (Даат Софрим).

[12] См. более глубокое объяснение: Рамбан, Шемот 5:3.

[13] См. Рамбан 7:11 и более детально в его письмах (Китве Рамбан стр 378).

[14]  Страны с наиболее продвинутой наукой того времени

[15] См. Аризаль (Ликутей Тора, Ки Теце), что четыре общих изгнаний соответствую четырем буквам Имени Всевышнего, а Египетское - тонкому острию первой буквы "Йод".