Глава Трума:

 

Лерефуа шлема шель Раиса бат Соня.

 

1. Когда именно Моше получил законы построения Храма?

 

Есть диспут, произошло ли это при первом пребывании на горе, или в последние 40 дней, уже после греха золотого тельца.

 

2. Раши пишет, что в нашей главе упомянуто три вида Трумы, причем два из них одинаковы для всех, а только один зависит от щедрости каждого. Почему?

 

Видимо нужно было, чтобы весь народ одинаково участвовал в дотациях на саму службу Храма, а также на базы (адоним). Остальное же включало редкие материалы, и каждый давал что мог и сколько хотел.

 

3. Откуда у евреев нашлись материалы, необходимые для построения Храма?

Возможно, они уже знали, выходя из Египта, что определенные материалы понадобятся, и взяли их с собой, или они купили многое у проходящих караванов. Может быть, также были посланы экспедиции, чтобы достать более редкие материалы. 

 

4. Почему святой ковчег был только покрыт золотом, а не сделан из чистого золота?

 

Если бы он был из чистого золота, его слишком сложно было бы поднять (Хизкуни, Баалей Тосафот, на нашей лекции к этой главе, мы обсуждаем это подробнее).

 

5. Почему Тора требует делать краску (техелет, аргеман и т.д.) из некошерных живых существ? Разве не сказано, что для мицв, и тем более для Храма Всевышнего используется только кошерное?

 

Некоторые объясняют, что для краски можно использовать и некошерные составляющие. Вообще принцип что для мицв используются только кошерные ингредиенты применяется не всегда и есть немало диспутов насчет этой халахи.

 

6. Почему маленький жертвенник для воскурения благовоний описан не в этой главе вместе с остальными предметами храма?

 

Одно из объяснений: служба этого жертвенника не была настолько существенна, как вся остальная служба (ГР“А). Кстати Рамбам считал, что основная цель воскурения благовоний, была в очищении воздуха в Храме.

 

7. Почему все размерности ковчега половинчатые (2 ½  x 1 ½ x 1 ½)?

 

Одно из объяснений: ковчег олицетворял мозг, и Тора со скрижалями были внутри него. Половинчатые размеры учат нас скромности, наше постижение мудрости всегда лишь «наполовину».

 

8. Почему в Храмовой Меноре именно семь свечей? А почему в Ханукальной Меноре девять?

 

Семь связано с семью днями недели (Хизкуни), а главная свеча (нер маарави) как Шабат (Подробнее о символизме Меноры мы поговорим в главе Ваякхель). Ханукальная же Менора имеет достаточно свечей для восьми дней Хануки, и для шамаша.

 

9. Почему в Храме Менора стояла справа и стол слева?

 

Менора олицетворяет мудрость, и связана  с правой стороной управления, а стол – пропитание и богатство, и связан с левой стороной (см. здесь).

 

10. Почему Тора так детально описывает построение Храма, который был временным, тогда как многие вечные заповеди (как Суббота) описаны лишь в общих чертах?

 

Возможно именно потому, что множество духовных причин Храма очень важны, и учат моральным урокам, ведь Мишкан был буквально маленьким миром, и человек – тоже маленький мир, см. также здесь.

 

 Перейти к предыдущей главе