Вопрос: В нашей недельной главе мы читаем про множество запретов на колдовство, заклинания, гадания и приметы. Какие именно акции включаются в данные запреты, и почему Тора их запрещает?

 

Ответ: В этой главе Тора описывает общие запреты[1], связанные с колдовством и гаданиями. Некоторые из запретов, могут включать несколько запрещенных акций, и по отношению к некоторым есть диспут. В пометках мы попробуем сформулировать основные категории запретов.

 

Тора говорит (Деварим 18:10-11): «Да не найдется у тебя никого, кто проводил бы сына своего и дочь свою через огонь, кудесника[2], волхва[3], и гадателя[4], и колдуна, и заклинателя[5], и вызывающего духов, и знахаря[6], и вопрошающего мертвых[7]». Во все времена, в разных частях мира существовали люди, которые могли совершать "чудесные" вещи или предсказывать судьбу. Эти колдуны, маги, чародеи, гуру, шаманы или просто фокусники, часто использовали свои таланты для получения власти, славы, денег, физических наслаждений[8], а также нередко для продвижения своих религий. Простые люди, став свидетелями этих необычных талантов, становились жертвами обмана и подстрекательств.

 

Кроме ущерба, который могут принести подобные чародеи и гадалки, само по себе доверие к ним обычно отвлекает человека от службы Творцу. Вместо того чтобы полагаться на Всевышнего, он начинает полагаться на всевозможные приметы и знамения, и вместо боязни Творца, у него развивается боязнь перед колдунами[9].

 

Наши мудрецы разделились в интерпретации запрета на колдовство и гадание. По мнению еврейских философов[10], на самом деле не существует никаких возможностей причинить вред или пользу с помощью колдовства. Единственное что может произойти - это "плацебо эффект" т.е. само-убеждение. Таким образом, если человек верит, что ему "наколдовали" или сглазили, то его сознание действительно может повлиять негативно на здоровье и успехи, и если теперь кто-то "снимет" с него колдовство или дурной глаз, то он действительно почувствует себя лучше[11].

 

По мнениям других мудрецов[12], разные виды колдовства и гаданий реально существуют. По их мнению, колдовство - это тип духовного оружия, которое работает по правилам духовных миров, также как обычные бомбы работают по законам физического мира[13]. Согласно этому подходу, Тора специально запрещает нам использовать определенные духовные силы, а также следовать приметам, даже если они производят реальный эффект[14].

 

Все люди во все времена хотели знать будущее, и для неевреев не запрещено использовать астрологические и другие методы для этого[15]. Но нашему народу обещано, что когда мы заслужим, Всевышний выберет из нашей среды пророка, который будет сообщать нам то, что нам нужно знать. Да заслужим мы скорого прихода Машиаха, когда снова исполнится это обещание.

 

Перейти к предыдущей статье



[1] Зоар (1:167а, 2:30б) утверждает, что всего упомянуто десять общих запретов, которые соответствуют десяти сфирам с нечистой стороны. Очевидно Зоар  включает в подсчет  проведение сына или дочери через огонь, как два типа колдовства, т.к. на самом деле эти процедуры использовалась, как вид чародейства (см. Рамбан, Вайикра 18:21).

[2] Кудесник постукивал по посоху, впадая в состояние экстаза, и потом делал предсказания будущего.  В этот запрет попадают и гадания на кофейной гуще, и смотрение в зеркало, пока человек не попадает в гипнотическое состояние (см. Рамбам, Сефер Амицвот, отрицательная заповедь 31, Рамбам, Законы запрета на идолопоклонство 11:6, Радак, Йехезкель 21:26, с другой стороны, просто гипноз не запрещен, см. Меири, Санхедрин 65а). По некоторым мнениям, любое кидание жребия ("горалот"), чтобы решить, как поступить, также попадает под этот запрет. Другие  считают, что запрет кидать жребий относится только, когда жребий используют чтобы "предсказать" будущее, например, когда человек болен, загадывают, что если монета упадет на орла - то он умрет и т.п. (см. Тшувот Веханхагот 1:856). Возможно, этот диспут связан с разными мнениями в Шулхан Арухе (Йоре Деа 179:4). Во всяком случае, не запрещается открывать Тору на каком-то стихе, чтобы определить, как поступить, и на этом основан и известный «Гораль АГР”А» (см. Бирке Йосеф там) .

[3] Здесь Тора запрещает выбирать «благоприятные времена», говоря, что в этот день будет успех, а в другой – неудача. Тем не менее, по некоторым мнениям, разрешается выбирать определенные благоприятные времена, если  на это есть аутентичные источники, в особенности, если человек не сообщает, почему он выбрал данное время (см. Шулхан Арух, Йоре Деа 179:2-3). Кроме этого, по некоторым мнениям, астрология – это серьезная наука, и на нее не распространяется данный запрет (это мнение приводят Ран и Меири к Санхедрин 65б).

[4] Запрещено следовать приметам и вдобавок на многие приметы распространяется дополнительный запрет на «дарке Эмори» - пути Эмореев (см. Шаббат 67а-б и Тосефту там же, перек 7). Запрещается, например, говорить в начале недели: не требуй от меня выплаты долга сейчас, не хочу начинать неделю с этого. Также фокусы могут попадать под этот запрет (см. Санхедрин 65б), но некоторые авторитеты разрешают показывать фокусы, если иллюзионист предупреждает заранее (и пишет на табличке), что это лишь игра рук (см. Тшувот Веханхагот 1:455, Дивре Яцив, Йоре Деа 57).

[5] В том числе заклинателя змей или духов (см. Санхедрин 65а, Ибн Эзра, Деварим 18:11). Сюда включается и запрет на использование заклинаний (Рамбам, Законы запрета на идолопоклонство 11:10).

[6] Имеется в виду способ связи с духами, при котором, как правило, использовался человеческий череп (см. Бартенуро и Рамбам к Мишне Санхедрин 7:7).

[7] Насчет вопроса о том, можно ли при посещении могил просить у мертвого помолиться за нас, существуют разные мнения (см. Бах, Йоре Деа 217, Хохмат Адам 89:7, Тшувот Маарам Шик, Орах Хаим 293, Дарке Тшува, 179:36, Тшувот Минхат Элязар 1:68).

[8] Например, нередко подобные "гуру" могли уговаривать красивых женщин, говоря им что такова "воля сверху". Подобное происходило и в нашем народе, см. например Талмуд, Санхедрин 93а, как лжепророки уговаривали женщину быть с ними (см. также Вопросы и Ответы Биньян Цион, 154, как один человек сказал, что он - "Элияху" и уговорил замужнюю женщину, обещая, что от их союза родится "Машиах").

[9] Тем не менее, см. ниже, что по некоторым мнениям, колдовство следует тоже определенным "законам природы". Тогда, возможно, пользоваться услугами колдунов в случае болезни будет разрешено, в особенности, если есть опасность для жизни (см. Шах, Йоре Деа 179:1).

[10] См. Ибн Эзра, Вайикра 19:31, Рамбам, Законы запрета на идолопоклонство 11:11, см. также Рамбам, Перуш Амишна, Авода Зара 4:7, Шулхан Арух, Йоре Деа 179:6, Радак, Шмуэль (1:28:24) и Ралбаг, Шмуэль (1:28:19).

[11] Существует немало исследований, насколько сильно хорошее настроение и уверенность в успехе влияет положительно на человека. Это одна из причин, почему сильно больному человеку не следует говорить обо всей опасности, и уж тем более нельзя говорить больному: все потеряно, нет шансов выздороветь и т.п. (см. Тшувот Веханхагот 1:870).

[12] См. Рамбан, Драша «Торат Ашем Тмима», ГР"А к Йоре Деа 179:13.

[13] Здесь мне хотелось бы упомянуть, как мы должны быть благодарны Творцу за то, что он сделал физический мир настолько стабильным. Заметьте, что чем большая сила у бомбы, тем более сложно ее сделать. Смешивая обычные вещества, находящиеся в огромном количестве в мире, мы почти никогда не получим взрыва. Бомбу делают по особым методам, используя редкие составляющие. Атомную бомбу сделать еще сложнее, водородную - чрезвычайно трудно. Но ведь все могло быть по-другому. Представьте себе, что смешивая простые составляющие, выделялась бы энергия "царской бомбы", что и люди на расстоянии 100 километров получали бы смертельные ожоги! Даже если бы обычные бомбы или тем более химическое оружие, изобрели бы во время древних римлян, когда общество было ьолее агрессивно настроено, то мир бы наверно давно перестал существовать.

[14] См. Йерушалми, Шабат 39а, как один гер увидел, что согласно астрологии ему не следует пойти в дорогу, но потом решил, что раз он теперь еврей, ему не следует больше беспокоиться о "знамениях небесных".

[15] Начет самого колдовства, есть диспут, запрещено ли это Бен Ноаху (см. Санхедрин 56б).