Леилуй Нишмат Соня бат Йисраэль.

 

Ответы к Шавуоту.

 

1. От какого слова происходит Шавуот?

 

Шавуа значит неделя. Шавуот всегда попадает 7 недель после Песаха.

 

2. Какие еще названия есть у этого праздника?

 

Тора называет его днем бикурим (новых фруктов), и Хаг Акацир - праздником сбора (урожая пшеницы). В Израиле ячмень поспевает к Песаху а к Шавуоту созревает пшеница.

 

3. Существует ли какая-нибудь связь между словом Шавуот и его омонимом Швуот (клятвы)?

 

См. нашу статью про Шавуот, параграф 2.

 

4. Сколько раз упоминает сама Тора название этого праздника как Шавуот?

 

Во всей Торе этот праздник называется Шавуот в книге Шемот (34:22), Бемидбар 28:26 и Деварим (16:10 и 16:16)

 

5. В наше время, первый день Шавуота попадает на шестое Сивана. А на какие еще дни мог попасть Шавуот?

 

На пятое и седьмое.

 

6. Если человек совершил кругосветное путешествие после Песаха, когда он должен праздновать Шавуот?

 

Это отнюдь не очевидно, и вполне возможно что каждый должен считать 7 недель сам, поэтому после путешествия возможно Шавуот следует соблюдать на день раньше или позже в зависимости от того в какую сторону он объехал земной шар. На нашей аудио лекции мы обсуждаем эту тему.

 

7. В описании жертв Мусафа, в отличие от остальных праздников, в праздник Шавуот отсутствует слово хатат (см. Бемидбар 28:30). Почему?

 

Иерусалимский Талмуд говорит, что причина в том, что занимающийся Торой искупляет все грехи. (Заметим что жертва Хатаат была и в Шавуот, просто само слово в Торе не упоминается).

 

8. В Шавуот в Храм приносили два хлеба хамеца. В чем был их смысл и что с ними делали?

 

Эти хлеба трясли в разных направлениях и потом делили между коэнами. До этого все хлебные жертвы Храма были из урожая предыдущего года, и лишь после приношения этих хлебов нового урожая пшеницы, можно было приносить минахот из нового урожая.

 

9. Какое известное противоречие есть между Зоаром и Талмудом по отношению к этим хлебам?

 

Зоар похоже считает что эти хлеба сжигались на жертвеннике.

 

10. Какой самый ранний источник обычая не спать в Шавуот?

 

Зоар (3:98а).

 

11. Почему в Шавуот принято есть молочное?

 

На этот счет есть более сотни объяснений. Самое простое в том, что молоко символизирует Тору. Кстати Гематрия слова молоко (халав) 40, как и число дней Моше был на горе Синай.

 

12. Какую мягкость в отношении халахи в Шавуот приводят некоторые ранние книги? (С этой мягкостью не согласились поздние мудрецы и сегодня она не практикуется).

 

Некоторые приводят разрешение не ждать в Шавуот полные шесть часов между мясным и молочным (Кол Бо).

 

13. В некоторых нусахах молитвы Мусаф, в Шавуот упоминается два козленка за грех, а не один как в другие праздники. Почему?

 

Сидур Техилат Ашем приводит этот нусах. Причина в том, что кроме козленка, который приносили с обычным Мусафом, был еще козленок, которого приносили с другими дополнительными жертвами в дополнение к хлебам.

 

14. На чем основана традиция, что именно в Шавуот наш народ услышал у горы Синай Асерет Адиброт?

 

Тора не говорит когда точно произошло Синайское откровение, но по некоторым мнениям можно посчитать, что это было Шестого Сивана, см. также нашу статью про Шавуот, параграф 1.

 

15. Асерет Адиброт дословно можно перевести как Десять Изречений, но принято называть их Десять Заповедей. А сколько на самом деле заповедей в Асерет Адиброт?

 

См. нашу статью про Шавуот, параграф 5.

 

16. А как сама Тора называет Асерет Адиброт?

 

Асерет Адварим.

 

17. Во время чтения Асерет Адиброт в большинстве общин принято вставать, но есть раввины, которые против этого обычая. Почему?

 

Нельзя особенно подчеркивать одну часть Торы по сравнению с другой. У нас есть 613 заповедей а не только 10.

 

18. Существует два разных способа читать Асерет Адиброт. На чем они основаны?

 

См. нашу статью про Шавуот, параграф 6.

 

19. Какие Хафторы мы читаем в два дня Шавуота? Почему?

 

В первый день мы читаем мистическую колесницу Творца из Ехезкеля, т.к. считается, что и наш народ видел что-то подобное у горы Синай . Во второй день мы читаем молитву Хабакука, в которой подсказан Синай.

 

20. Почему принято читать Мегилат Рут в Шавуот?

 

См. нашу статью про Шавуот, параграф 8.

 

21. Почему Йизкор принято говорить во второй день Шавуот (а также в последний день Песах и в Шмини Ацерет)?

 

В эти дни читают отрывок из Торы, где говорится про давание маасера, и таким образом читающим Йизкор напоминают пообещать сделать пожертвования.

 

22. Почему в Шавуот принято украшать помещения цветами? Какой самый ранний источник этого обычая?

 

Видимо в память о даровании Торы. Этот обычай упомянут в переводе на арамейский книги Эстер. Согласно переводчику, Хаман доносит Ахашвейрошу, как именно евреи празднуют каждый праздник, и в том числе, как они украшают крыши цветами в Шавуот.

 

23. Почему в день после Шавуота не говорят Таханун?

 

Этот день, как и любой день после Йом Това считается немного праздничным, чтобы не переходить сразу после праздника к будням. Его называют Исур Хаг и нельзя поститься.

 

24. Во многих общинах после Шавуота не говорят Таханун еще шесть дней, а в некоторых семь дней. Почему?

 

В эти дни во время Храма еще можно было принести те жертвы, которые не смогли принести в Шавуот.