Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Рээ.

 

1. В нашей главе (13:1) говорится, что нельзя добавлять и вычитать из заповедей Торы. Почему же тогда мы соблюдаем множество раввинских заповедей, которые в Торе не упомянуты (мытье рук перед хлебом, зажигание Ханукальных свечей и т.д.), а также добавляем к уже существующим заповедям (соблюдаем Рош Ашану два дня вместо одного и т.д.)

 

Один из ответов: Тора запрещает только индивидууму заниматься самодеятельностью, но мудрецы Санхедрина имели право добавлять (и в каких-то случаях и вычитать), когда это требовалось.

 

2. В тексте Асерет Адиброт есть 620 букв, которые согласно некоторым комментаторам подсказывают 613 заповедей Торы, а также 7 особых раввинских заповедей. Какие это раввинские заповеди?

 

Особые 7 раввинских заповедей: Субботние свечи, Эйрув, чтение Халела по праздникам, Мегила Пурима, Ханукальные свечи, омовение рук перед едой, и все благословения (кроме биркат амазон, которое из Торы).

 

3. Между списками запрещенных птиц в нашей главе и в главе Шмини есть некоторые различия. Какие?

 

В списке стервятников, в главе Шмини они называются даа и ая, а в нашей главе: раа, ая и дая (см. Талмуд, Хулин 63б).

 

4. Почему в списке птиц упоминается Бат Аяна (дочь страуса), а не просто страус?

 

Одно объяснение: имеется в виду яйцо страуса, и здесь Тора учит, что яйца некошерных птиц тоже запрещены.

 

5. Тора пишет (14:21), что невелу (падаль) нельзя есть, но следует отдать геру. Как это понять, разве гер не обязан соблюдать все заповеди, как любой еврей?

 

Имеется в виду не гер цедек, который принял все заповеди Торы, но гер тошав - нееврей, который соблюдает только заповеди Ноаха. (Заметим, что в Талмуде есть мнение, что и гер тошав соблюдал все заповеди, кроме запрета на невелу, т.к. у него не было земли, и он часто был беден, Тора разрешила ему есть то, что ему с легкостью отдадут евреи).

 

6. В нашей главе описана дополнительная положительная заповедь по отношению к еврейскому слуге, которая не была упомянута раньше. Какая?

 

Когда закончился его срок работы, ему дают множество подарков (отсюда общая идея пенсии, см. Сефер Ахинух).

 

7. Почему Тора пишет (16:8), что мацу в Песах нужно есть шесть дней, а не семь?

 

Одно объяснение: Тора говорит о том, что даже когда человек возвращается после пасхальной жертвы из Иерусалима, он должен продолжать в течение оставшихся шести дней есть мацу, а не хамец (Абарбанел, Актав Веакабала).

 

 

Вопросы по Халахе:

 

8. Если помыли горшок, в который ребенок писает, можно ли около него молиться?

 

Это зависит от материала, из которого он сделан. Если он глиняный или деревянный, то нельзя, т.к. запах сильно впитывается в стенки горшка. Если он металлический, то можно, а также по многим мнениям можно быть мягким с другими материалами (стекло, пластик, и т.д.)

 

9. С какого возраста от кала ребенка нужно отдаляться во время молитвы?

 

С возраста, когда дети могут съесть кезаит мучного.

 

10. Можно ли ребенка переодевать в комнате, где есть святые книги?

 

Если очень требуется, то есть на что положиться.

 

Вопросы на эрудицию.

 

 

11. Какое из утренних благословений не упомянуто в Талмуде?

 

Ханотен Лаяеф Коах (Дающий силу усталому). В старые времена были общины, которые не произносили эту благословение. Но сегодня его все произносят.

 

12. А какое благословение упомянуто в Тосефте, но мы его не произносим?

 

Шело Асани Бур (Который не сделал меня невежественным).

 

13. Существуют различия в произнесении утренних благословений между Сефардскими и Ашкеназскими женщинами. Какие?

 

Сефардские женщины произносят Шело Асани Гой и Эвед в женском роде (Гоя и Шифха), и не произносят с Именем Творца благословение Шеасани Керецоно.

 

 

Предыдущая глава