Лерефуа Шлема Шель Рефаэль Моше бен Адина.

 

Ответы к главе Рээ.

 

1. Где в нашей главе подсказан запрет уничтожать Имена Творца? (На этом запрете основан наш обычай хоронить шеймос книги или листки, на которых написаны Имена Творца).

 

Тора пишет (12:4): Не делайте подобного для Б-га, Всесильного вашего. Согласно контексту, простой смысл этого стиха, что не следует приносить жертвы Всевышнему где угодно (см. Раши, Ибн Эзра). Но Хазаль учат, раз в предыдущем стихе речь идет об уничтожении храмов и жертвенников идолопоклонников, то под словами не делать подобного, имеется в виду, что нельзя уничтожать ничего из Храма Творца. Отсюда же и учится, что нельзя стирать, сжигать и всячески портить Имена Всевышнего.

 

2. Где в нашей главе подсказана мицва шехиты (ритуального убоя скота)?

 

Считается, что стих 12:21 указывает на детали шехиты (которые являются частью устного закона): Если далеко будет от тебя место, которое изберет Б-г, Всесильный твой то зарежь из крупного и из мелкого скота твоего как Я заповедал тебе.

3. В Талмуде есть мнение, что для некоторых видов, законы шехиты не из Торы, а только раввинское требование. Для каких?

 

В Талмуде есть мнение, что из Торы, птиц не обязательно резать по законам шехиты (Хулин 27б).

4. В нашей главе (13:1) говорится, что нельзя добавлять и вычитать из заповедей Торы. Но ведь это уже было сказано в главе Ваэтханан (4:2), зачем же это повторяется здесь?

 

Согласно ГРА в первом случае речь шла о добавлении целой новой заповеди, а во втором - о добавлении деталей к какой-то заповеди Торы (например пятого отрывка для Тефилина).

 

5. Когда человек умирает, родственники должны рвать одежду. А что нам Тора запрещает рвать в знак траура?

 

Запрещено рвать волосы или делать раны на теле (14:1).

 

6. Законы о кошерных породах животных были уже описаны в главе Шмини. А какой закон кошерности, описанный в нашей главе, был тоже уже описан раньше, но не в книге Вайикра?

 

Запрет варить козленка в молоке матери (который принимается как общий запрет на варение молочного с мясным). Этот запрет упомянут в Книге Шемот, но не упомянут в законах кашрута в Книге Вайикра. Возможная причина состоит в том, что этот запрет изначально был связан не с кошерностью, а запретом следовать обычаям идолопоклонников (Рамбам в Море Невухим).

 

7. В нашей главе (14:21) упоминается о запрете для евреев, есть невейлу (животное, которое не было правильно зарезано). А для какой группы людей этот запрет был упомянут в книге Вайикра?

 

Для коэнов (Вайикра 22:8). Насчет того, почему этот запрет упомянут отдельно для коэнов, см. здесь.

8. А в чем разница между невейлой и трейфой?

 

Согласно Хазаль, невейла - это животное, которое не было зарезано правильно, а трейфа - животное, которое зарезали по закону, но у него обнаружили определенные раны или болезни, (которые по определенным мнениям привели бы к смерти).

 

9. А где Тора упоминает запрет есть трейфу?

 

В главе Мишпатим (Шемот 22:30).

 

10. Тора говорит (15:4), что если мы будем слушаться Всевышнего, среди нас не будет бедных, но ниже Тора сообщает (15:11), что никогда не перестанут существовать бедняки на земле. Как объяснить это противоречие?

 

Простой смысл в том, что если весь наш народ соблюдал бы заповеди как положено, то Тора обещает, что тогда у нас не будет бедных. Но если мы не будем слушаться Всевышнего, то бедные всегда будут среди нашего народа. Согласно другому объяснению, Тора здесь обещает, что мы не обеднеем, если будем давать деньги в долг, как написано в предыдущих стихах. Возможно также, Тора хочет поддержать людей, которые дают в долг другим евреям, хотя это невыгодно и не приносит доход, в отличие от одалживания неевреям, все равно Тора советует давать евреям, говоря: Да не будет среди тебя бедных (см. также наш комментарий к этой главе.)

 

Вопросы по законам Шаббата:

 

11. Если у человека на улице скопилась слюна во рту, может ли он продолжать идти (или это считается ношением, когда нет эйрува)?

 

Если в месте, где он идет носить запрещено из Торы, то нельзя проходить 4 амота (около двух метров) со слюной во рту (Шулхан Арух 350:3, см. Мишна Берура.)

 

12. А можно ли сплюнуть скопившуюся слюну на улице?

 

На асфальт можно, если слюна не пролетит четырех амот (около двух метров), и при условии что ветер не распыляет ее (Шулхан Арух 319:17). Плевать же на траву не следует (т.к. это орошает ее, см. Нишмат Шабат 6:208, но если недавно был дождь, тогда можно).

 

13. Можно ли свистеть в свисток в Шаббат?

 

Нет.

 

14. Можно ли свистеть ртом?

 

Да.

 

15. Можно ли слушать, как играет музыкант нееврей на улице?

 

Да.

 

16. Можно ли ходить зонтиком в месте, где есть эйрув?

 

Нет. Даже если зонтик открыли до Шабата, большинство мудрецов запрещают его использовать.

 

17. Можно ли раскрыть во дворе постоянно стоящий там большой зонт от солнца?

 

Некоторые разрешают, но лучше быть строгим.

 

18. Можно ли поднимать или опускать козырек на коляске? (Разумеется, саму коляску можно возить только в месте, где разрешается ношение).

 

Многие разрешают, но хорошо бы быть строгим и в этом, и открыть хоть частично до Шаббата (и также не спускать до конца).

 

Предыдущая глава