Леилуй Нишмат Фейга бат Яков.

 

Вопрос: В нашей недельной главе мы читаем про законы назира. В чем был смысл этой мицвы и почему она не практикуется сегодня?

 

Ответ: В этой главе описаны законы людей, которые добровольно[1] приняли на себя дополнительные заповеди, которые Тора не предписывает остальным евреям. В общем, хотя назиры пытались подняться на уровень особой святости, при всем при этом наши мудрецы не поощряли такое поведение. По мнению Хазал, достаточно человеку соблюдать то, что требует от него Тора, и не брать на себя особых строгостей[2]. Тем не менее, для отдельных людей, которые стремятся вести особо святой образ жизни, имело смысл стать назиром на какой-то срок[3].

 

Принявший на себя обет назира, фактически запрещал себе три вещи: контакт с мертвыми, стрижку волос, и еду винограда и всего, что из него делают[4]. Существуют разные объяснения смысла именно этих трех запретов назира, и возможно одна из целей была в отделении от общества. Запрет на вино из винограда, кроме общего контроля над собой[5], также эффективно отделял назира от всех празднеств и вечеринок[6], и обычно назиры держались подальше от любой ситуации, когда они могли бы попить вина или поесть виноград[7].

 

Запрет контакта с мертвыми, кроме общей идеи святости (как у коэна), часто также гарантировал, что назир не мог прийти на поминки. А запрет стричься, включающий запрет на расчесывание волос[8], приводил к тому, что со временем от назира начинали шарахаться[9].

 

Получалось что слово "назир" до известной степени было синонимом слова "отшельник". Разумеется, путь Торы - это приятный путь (Мишле 13:17), и для обычного человека поведение назира непригодно. Тем не менее, отдельным людям, которые слишком сильно подвержены плохим влияниям в компании знакомых, было полезно отделиться от них на какой-то срок[10]. Но после конца срока, одна из жертв, которые приносил бывший назир - "хатаат" - жертва «за грех». Тот факт, что ему пришлось брать на себя дополнительные обеты, и он не мог по другому себя контролировать, считается греховным[11].

 

Что касается соблюдения принятия обета назира в наше время, есть три серьезные причины этого не делать. Во-первых, все мы ритуально нечисты[12], и не сможем соблюсти законы назира в чистоте как следует[13]. Вдобавок конечно, после конца периода назира невозможно принести положенные жертвы, поэтому человек должен будет продолжать оставаться назиром навсегда, пока не будет построен Третий Храм.

 

Кроме всего этого, законы назира не соблюдались почти ни кем в течение тысяч лет[14], и поэтому трудно правильно соблюсти все законы, по которым написано мало книг и почти нет галахических авторитетов[15]. Тем не менее, в течение последних двух тысяч лет существовало несколько назиров, которые исполняли свой обет всю жизнь. И все же невозможно брать с них пример, и если человек не зная принял на себя обет назира и теперь жалеет, лучше всего ему поговорить с раввинами как аннулировать клятву[16].

 

Да заслужим мы поскорее увидеть построение Третьего Харама и возвращение института еврейских назиров.

 

Перейти к предыдущей статье



[1] Но в случае ребенка, он сам не принимал заповедь назира, и это мог сделать за него отец (Талмуд, Назир 24б).

[2] См. Талмуд Назир 10а. Также мудрецы не хотели, чтобы мы слишком много постились, кроме случаев, когда здоровью человека это не вредит, и пост не мешает заниматься Торой и мицвами (см. Талмуд, Таанит 11б).

[3] Были также отдельные еврейские лидеры, которые были назирами с детства всю жизнь (см. Назир 66а). В общем, Талмуд разделяет между законами вечного назира, который сбривает волосы раз в год, и назирами, которые вообще никогда не стригутся. Тем не менее, большинство назиров брали на себя запреты только на недолгий срок, обычно на один месяц (см. Талмуд, Назир 5а).

[4] Разумеется, это включало запрет на питье вина, которые обычно делали из винограда.

[5] См. Санхедрин 70б, Берешит Раба 36:4.

[6] Почти все еврейские празднества, даже связанные с мицвой, включают питье вина (женитьба, шева брахот, брит мила и т.п.) Также и в доме скорбящего пили вино, см. ниже.

[7] ГР”А (Двар Элияху в конце комментарий к Иову) приводит следующее доказательство: в книге Шофтим (14:5) описывается, что Шимшон не шел со своими родителями ради того, чтобы обойти виноградник стороной. Отсюда наши мудрецы заключают: "Вокруг, вокруг говорят назиру [обходить], и не приближаться" (Талмуд, Шабат 13а). Кроме этого, т.к. назир сам взял на себя запрет, он должен был быть особенно осторожен не сломать его (Бинат Ашер от имени ГР”А).

[8] См. Назир 42а.

[9] См. Рамбан Бемидбар 5:6, Р. Бахъе Бемидбар 6:2, Сефер Ахинух № 374, см. также вопросы и ответы Минхат Йицхак 8:80. Для других объяснений см. Раши 6:5 (по одному из мнений в Таанит 11а), Аэмек Давар 6:8. Можно также совместить оба объяснения, см. Бемидбар Раба 10:11.

[10] В общем, идея "хитбодедут" - проведением времени наедине со Всевышним, в молитвах и медитации очень полезно, и хорошо каждый день разговаривать с Творцом, когда никто не мешает и не прерывает (на аудио уроке "Путь Рабби Нахмана" мы обсуждаем это подробно).

[11] См. Талмуд, Назир 10а, см. тем не менее Рамбан, Бемидбар 6:11 для другого объяснения.

[12] Ведь каждый хоть раз заходил в госпиталь, где находятся части мертвых тел.

[13] Кстати, т.к. раввины установили, что земли вне Израиля обладают ритуальной нечистотой, то если даже человек исполнил срок назира вне земли Израиля, он не засчитывается, пока не исполнит его снова в Израиле (Назир 19б).

[14] Даже во время второго храма мы почти не находим назиров, и ни один мудрец Мишны или Талмуда не был назиром.

[15] По этой же причине мы не возобновляем приношений на территории Храма, даже если бы это было технически возможно.

[16] Однажды мне прислали следующее письмо: У нас в общине уже несколько ребят приняли на себя НАЗИРУТ. Началось это примерно год назад один уважаемый Рав принял на себя назирут ЛЕОЛАМ. И эти назиры не только вино и виноград не употребляют, но все спиртные напитки…Я не знаю уважаемый РАВ как быть у меня спрашивают люди правильно ли они сделали то что приняли на себя назирут. И должен ли я идти против них вид и я сам плохо знаю законы и отрицая назирут в НАШЕ ВРЕМЯ может быть делаю ЛАШОН АРА… Как видно из написанного выше, самый лучший совет этим людям – это аннулировать клятву.