Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Ки Таво.

 

1. Если человек арендует чужую землю, нужно ли ему приносить первые плоды в Храм?

 

Арендующий землю не приносил первые фрукты.

2.В какое время года можно было приносить первые плоды в Храм?

 

Фрукты приносили, начиная с Шавуота (праздника первых фруктов) и до Суккота. Но если не принесли до Суккота, то можно было еще принести до Хануки, но декларацию (Арами овед ами) уже не читали.

3. Кто имел право есть первые фрукты, после того как с ними сделали нужные процедуры в Храме?

 

Только ритуально чистые коэны и их семьи ели первые фрукты внутри Иерусалима.

 

4. Какой процент урожая обычно приносили как первые плоды?

 

По Торе можно отделить любое количество, но раввины установили, чтобы отделяли не менее 1/60 урожая.

 

5. Почему Видуй Маасер (декларацию десятины) делали только два раза в семилетнем цикле?

 

В эти годы бедным отдавали маасер они (десятину бедняка), и после этого декларировали перед Творцом, что все было сделано правильно.

 

6. Тора пишет (27:2), что в день, когда мы перейдем Иордан, нужно будет исполнить процедуру со словами Торы, написанными на 12 камнях. Имеется ли в виду, что эту мицву следовало сделать именно в день, когда мы перешли Иордан, или выражение в день не буквальное?

 

Хазаль принимают слова в день буквально, но есть неуверенность, какую именно часть процедуры нужно было сделать именно в этот день, и было ли в результате это сделано в тот же день, или намного позже (см. Санхедрин 44а, Йерушалми Сота 7:3, Йехошуа 8:31 и Малбим там же).

 

7. Упрек в нашей главе заканчивается словами (28:68): Я привезу вас в Египет на кораблях, по пути по которому Я обещал, что вы никогда не вернетесь, и вы будете [от безысходности пытаться] продать себя в рабство, но никто не будет покупать. Когда исполнилось это предсказание?

 

Согласно принятому правилу грамматики, форма хитпаэль переводится как акция по отношению к самому себе (например, лехитрахец помыться, лехитгалеах побриться и т.п.) Получается, что слово вехитмакартем нужно переводить как продавать себя в рабство (см. Раши, Ибн Эзра, Р. Бахъе). Возможно, это предсказание было исполнено, когда евреи убежали в Египет после смерти Гедалии, которого назначил правителем царь Навуходоносор (см. также Абарбанель). Правда нигде не упоминается, что они попали тогда в Египет на кораблях, но по некоторым мнениям, правильный перевод слова анийот не корабли а мучения (см. Актав Веакабала). Но Рамбан считает, что упрек в нашей главе говорит об изгнаниях после разрушения Второго Храма, и император Тит продал множество евреев в рабство. Хотя похоже это было не в Египте, см. Абарбанель, но возможно имеется в виду, что позже мы попали и в Египет. Также может иметься в виду продажа евреев в Египте после восстания Бар Кохбы, во время императора Адриана. Согласно этому, казалось бы слово вехитмакартем нужно переводить не как продавать себя, а просто быть проданными. На самом деле, похоже в Библейском Иврите, форма хитпаэль могла значить акцию, сделанную с предметом разговора, а не только акцию, которую он сам делает с собой (см. статью Митчела Фирста в Сфорим Блоге, где он на базе данной идеи объясняет, что слово молиться лехитпалель значит давать Всевышнему возможность исполнить с нами то, что мы просим).

 

Вопросы по Халахе:

 

8. Когда лучше всего сделать процедуру Капарот?

 

Идеальное время в конце ночи в день перед Йом Кипуром, но вообще делают в любое время до Йом Кипура. (Заметим, что в наше время многие делают эту процедуру с помощью денег, а не цыплят).

 

9. Можно ли здоровому человеку принимать до Йом Кипура таблетки, которые помогают выдержать пост?

 

Да, если ему трудно поститься.

 

10. Если женщина все равно не будет поститься (из-за состояния здоровья), нужно ли ей хорошо поесть перед Йом Кипуром?

 

Некоторые говорят, что к женщине мицва есть перед постом не относится. Но в любом случае, ведь все и так едят перед Йом Кипуром, (а хлеб есть не обязательно).

Вопросы на эрудицию.

 

11. Где впервые упоминается концепция Десяти Дней Раскаяния?

 

В Талмуде (Йевамот 49б, Рош Ашана 18а).

 

12. Что именно произошло с нашим народом в Йом Кипур?

 

По многим мнениям, Моше спустился в Йом Кипур со вторыми скрижалями. Некоторые считают также, что Акеда Ицхака произошла в Йом Кипур.

 

13. Откуда взята идея, что всего есть 13 Принципов Милосердия Творца?

 

Это тоже традиция Талмуда, и в Торе число 13 не упоминается. Вообще в некоторых мидрашах упоминается, что принципов милосердия только 10 или 11 (см. Мидраш Техилим, 93).

 

Предыдущая глава