Еврейский Калейдоскоп. Глава Вайигаш.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

При описании потомков Якова, Тора говорит (Берешит 46:23), что дети Дана был Хушим. Почему одного сына Тора описывает во множественном числе?

Возможно, Хушим описан во множественном числе, потому что потом у него было очень много потомков, и Дан стал впоследствии одним из самых многочисленных колен. Другие считают, что может быть у Дана сначала был еще один сын, который потом умер (Ибн Эзра). Возможно, два сына Дана имели одинаковые имена старший и младший Хош, и Тора просто пишет, что сыновья Дана Хушим во множественном числе (Эмет ЛеЯков, см. также Берешит Рабба 94:9). Видимо позже один из них умер, и возможно поэтому поменяли имя оставшегося. Проблема с этим объяснением в том, что Тора всего насчитывает 33 потомка Леи, а 7 Билхи, а если у Дана было два сына, то у Билхи - 8 потомков. (Более принятое объяснение, что при входе в Египет родилась Йохевед.)

А где еще множественное число используется для одного человека?

Например, в Бемидбар 26:8: Дети Палу Элиав, а также в двух местах в Дивре Аямим (1:2:8): Дети Эйтана Азария, и в 1:7:17 и дети Улама Бедан. Также возможно в стихе 46:7 Дина упоминается как дочери Якова (но по другим мнениям, у Якова были и другие дочери).

А как Хушим называется в другом месте Торы?

В книге Бемидбар (26:42) Хушим называется Шухам. Мы уже писали выше, что возможно новое имя стали использовать, чтобы подсказать, что Шухам один из двух выживших Хушим. (Заметим, что нередко одни и те же слова в Торе пишутся теми же буквами, но в другом порядке, например кевес кесев, симла - салма).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Какие буквы в Торе встречаются реже всего, а какие чаще всего?

Наиболее редкая буква Тет, а на втором месте Самех. Наиболее частые в Хумаше: Йод и Вав, ведь они, в том числе используются, как гласные и, о и у.

Обычно, очередная недельная глава начинается с новой строчки (т.е. парша петуха - открытая парша). А сколько недельных глав Торы начинаются на паршу стуму (закрытую паршу, т.е. в той же строчке текста, просто оставив пустым место для 9 букв)?

Таких глав 13: Ваеце, Вайигаш, Ваэра, Бешалах, Тецаве, Ваякхель, Пекуде, Шмини, Балак, Ваэтханан, Рээ, Шофтим, Ки Теце. Интересно, что согласно ГРА, количество отрицательных заповедей (365) соответствует всем закрытым паршам, (кроме начал недельных глав), а количество положительных заповедей (включая 7 Дерабонан) открытым паршам. Действительно, всего 379 закрытых паршийот, минус 13 начал недельных глав, и минус одна закрытая парша перед перевернутыми Нунами: 379-13-1=365. Открытых парш всего 290, минус 34 главы, которые начинаются на открытую паршу (не считая 5 начал книг Пятикнижия), и минус парша после второго перевёрнутого Нуна: 290-34-1=255=248+7.

А какая глава вообще не имеет паршу, т.е. начало главы продолжается без пропуска в тексте после конца предыдущей главы?

Глава Ваехи (см. Раши от имени Мидраш Рабба и Минхат Шай в начале главы Ваехи).

Ответы на вопросы по Халахе:

Если человек немножко хочет в туалет, можно ли делать брохи или молиться?

Обычно нет, но если он может потерпеть 72 минуты, тогда если это благословение нужно сделать срочно, или время молитвы проходит, то можно (а по некоторым мнениям, можно даже ради молитвы с общиной).

Если дверь в туалет приоткрыта, можно ли напротив нее делать благословения?

Если не виден унитаз (и туалет чистый), то можно, а если виден, то есть диспут. И все это при условии, что нет запаха из туалета.

Если у человека в комнате (например, в отеле) помыть руки можно только в туалетной комнате, что делать, если он хочет есть хлеб?

Если нет другого выхода, можно наполнить воду в туалетной комнате, и вынести наружу, и там помыть руки над тазиком или каким-то сосудом. Но если и это невозможно, многие разрешают помыть руки в туалетной комнате, а благословение сделать снаружи.

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Вавилонский Талмуд, Недарим 49б): Римская Матрона, посмотрев на лицо Рабби Йехуды сказала, что тот похож на пьяницу! Тот ответил, что почти не пьет (кроме вина Кидуша и т.п.), а лицо его сияет от мудрости, как написано (Кохелет 8:1): Мудрость человека просветляет лик его. В другой раз какой-то сектант сказал Рабби Йехуде: Твое лицо [сияет] как у тех, кто разводит свиней, или занимается ростовщичеством. Он ответил: и то и другое нам запрещено, но просто на пути в Бет Мидраш, я захожу во все туалеты по пути. (Он имел в виду, что не терпит, когда нужно в туалет, поэтому выглядит таким здоровым). Интересно, что в Иерусалимском Талмуде (Шаббат 54б, Песахим 69а, Шекалим 13а, а также в разных мидрашах) все это приводится как одна история. Матрона предположила, что Р. Йехуда возможно подвыпивший, или разводит свиней, или занимается ростовщичеством, на что тот ответил ей, что его лицо сияет от мудрости, как написано Мудрость человека просветляет лик его.

 

Ответы

Предыдущая глава