Еврейский Калейдоскоп. Глава Вайигаш.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Вопросы для детей:

Где именно находилась земля Гошен?

Считается, что земля Гошен находилась в северо-восточной части Египта, то есть ближе к Израиля.

Сколько детей Якова прибыло с ним в Египет?

Как минимум двенадцать. Одиннадцать сыновей, и дочь Дина. Но возможно с Яковом были и другие дочери, не упомянутые в Торе по имени (но, по мнению Раши, даже если у Якова были другие дочки, они не дожили до времени, когда он спустился в Египет).

Какой из внуков имел такое же имя, как трое других персонажей Торы?

Ханох, сын Рубена. Кроме этого Ханоха, в Торе упомянуты Ханох сын Каина (4:17), Ханох, прадедушка Ноаха (5:18) и Ханох внук Авраама от Кетуры (25:4).

Какое еще имя было у Цохара, сына Шимона?

Зерах (Бемидбар 26:13).

Сколько сыновей было у Дана?

По большинству мнений, у Дана был всего один сын, хотя написано во множественном числе сыновья Дана (но см. наши слова в прошлогоднем калейдоскопе, что возможно и у Дана было два сына).

Сколько сыновей было у Биньмина?

Тора описывает десять сыновей Биньямина, хотя по некоторым мнениям, некоторые из них были его внуками (см. Рамбан, Бемидбар 26:13, и Малбим, Дивре Аямим 8:3:3; см. также Хизкуни, Берешит 46:21, что согласно Дивре Аямим, похоже, всего у Биньямина было 11 сыновей, но последний видимо родился в Египте).

Какая внучка Якова упомянута в нашей главе по имени?

Серах, дочь Ашера.

Первого царя Израиля звали Шауль. А какой человек по имени Шауль упомянут в нашей главе? А где в Торе впервые упомянут человек по имени Шауль?

В нашей главе (46:10) упомянут сын Шимона по имени Шауль. Также Тора упоминает Эдумейского царя с таким же именем (Берешит 36:37).

Сколько лет было Йосефу, когда он снова увидел отца?

39.

Вопросы к главе Торы:

В чем смысл обращения Йехуды к Йосефу: Ты, как Фараон?

Йеуда не мог победить по букве закона, но он просил судить согласно привилегиям царя, и поскольку Йосеф подобен Фараону, он может учесть положение их старого отца (см. также подробное объяснение в наших комментариях к этой главе).

Почему Йосеф подчеркнул (Берешит 45:20), чтобы его отец при переезде в Египет не жалел свои вещи?

Якову, как и другим праведникам, обычно жалко расставаться с тем, что они накопили честным трудом (см. Даат Зекеним Мибаале Атосафот). Но Йосеф хотел, чтобы отец приехал к нему поскорее, и не тратил время на заботы о старых вещах (см. также комментарий Рабби Йехуды Хахасида).

Когда Тора в последний раз упоминает, как Всевышний послал пророчество Якову и почему?

В последний раз Тора описывает пророчество Якова в Беер Шеве, прежде чем он покинул Святую Землю. С этого началось изгнание, которое закрыло глаза, и видимо поэтому Тора больше ни разу не упоминает пророчество Якова.

Вопросы на сообразительность и на эрудицию.

В каких книгах пророков упомянуты события, которые привели к посту десятого Тевета?

Десятого Тевета Вавилонская армия окружила Иерусалим. Об этом упоминается в Книгах Мелахим (2:25:1), Йирмияху (52:4) и в Йехезкеле (24:1).

Мнению какого мудреца мы следуем, когда постимся именно десятого Тевета, а не пятого?

Мы следуем мнению Рабби Акивы, в отличие от Рабби Шимона бар Йохая, что поститься нужно пятого Тевета в память о дне, когда до Вавилонской общины добрался спасшийся и рассказал о разрушении Храма (Йехезкель 33:21).

На какой день недели может попадать пост десятого Тевета, на который никакой другой обязательны пост, никогда не попадает?

Десятое Тевета единственный пост, который может попадать на пятницу.

Вопросы по Халахе (законы поста 10-ого Тевета):

Если человек случайно поел в общинный пост, что теперь делать?

В этот день нужно продолжать поститься. А насчет того, обязан ли он поститься еще раз в другой день, по букве закона это не обязательно. А насчет вставки анену в благословении Шомеа Тефила, по многим мнениям тот, кто съел кезаит уже не говорит анену.

Если человек болеет, можно ли есть в пост?

Нет.

Сколько времени после родов женщина не обязана поститься?

По многим мнениям, в течение 24 еврейских месяцев.

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Шаббат 32а): За две провинности умирают амей хаарец (необразованные простолюдины): за то, что [неуважительно] называют святой ковчег Арна (шкафом), и за то, что называют синагогу домом для народа (в смысле, вместо местом молитвы или местом Присутствия Творца, они относятся к синагоге, как к месту для общения).

(Гитин 38б): В Иерусалиме было две богатые семьи, которые позже были искоренены. Одна за то, что устраивали трапезу прямо перед Субботой (вместо того, чтобы не наедаться перед Шаббатом, чтобы потом есть Субботнюю трапезу с удовольствием). Друга устраивала трапезу в Шаббат, но во время, когда все шли в Бет Мидраш слушать лекцию раввина.

Предыдущая глава