Еврейский Калейдоскоп. Глава Ваэтханан.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В нашей главе упоминается запрет «не добавлять к Торе и не вычитать». В какой еще главе упоминается подобный запрет?

В главе Рээ (Хотя ГР”А считает, что между запретом в нашей главе, и в главе Рээ есть различия: здесь речь идет о добавлении целой новой заповеди, а в Рээ - о добавлении деталей к какой-то заповеди Торы, см. Адерет Элияу 13:1). Интересно, что согласно Хизкуни (Р. Хизкия бен Маноах) в обоих случаях контекст запрета связан с идолопоклонством, а значит, этот запрет не относится к остальным заповедям. (Этим Хизкуни объясняет почему мудрецы Талмуда имели право добавлять к заповедям, но остальные комментаторы предлагают другие ответы на этот вопрос.)

Какая версия «Десяти Заповедей» была на скрижалях – описанная в нашей главе, или в главе Йитро? Например, было ли на скрижалях написано «Захор» (помни) о Субботе, или «Шамор» (соблюдай)?

Есть неуверенность на этот счет. Некоторые считают, что на первых скрижалях было написало Захор, а на вторых – Шамор. Другие объясняют, что написано было только Захор, а Шамор – это объяснение Моше. А Рав Яков Каменецкий полагает, что на скрижалях был написан один из двух вариантов, а второй «читался», как например, в Торе есть случаи, когда написан один вариант, а читается другой (к’ри и кетив).

Сколько слов в параграфе Ш’ма (Деварим 6:4-9)?

Всего в Ш’ма 48 слов, из них шесть – в первом стихе, а в оставшемся параграфе – 42 (супротив 42-ух буквенного Имени Творца).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию (про 15 Ава).

В каком халахическом контексте упоминается 15 Ава (Ту Беав) в Шулхан Арухе?

Мы должны заниматься Торой хоть немного днем и ночью. В самом крайнем случае, человек выполняет эту заповедь читая Ш’ма утром и вечером, но желательно хоть немного позаниматься в дополнению к этому. Летом, когда ночи короткие, то намного большего от среднего человека и не требуется, но после 15-ого Ава, когда лето подходит к концу, следует постепенно прибавлять к ночным занятиям (см. Йоре Деа 346:23). (Наверно эта дата дана для Израиля, но в северных странах 15 Ава ночи еще слишком короткие, и только порядка конца августа – начала сентября следует начинать добавлять к изучению Торы по ночам). Вдобавок Шулхан Арух упоминает, что 15 Ава не говорят Таханун.

Что именно произошло 15 Ава?

В Талмуде есть много объяснений, что именно произошло в этот день (см. конец трактата Таанит). Одно из них, что когда наш народ зашел в Израиль, в определенных случаях дочери одного колена не могли выходить замуж за мужчин из другого, и только в следующем поколении этот запрет был отменен 15 Ава.

Существует ли какая либо связь между «Ту Бешват» и «Ту Беав»?

Да, в обоих случаях вторая половина месяца более благоприятная для нашего народа, чем первая. Вообще, согласно кабале, первые шесть месяцев соответствуют последним шести ( а значит Ав соответствует Швату):

Летние месяцы:

Зимние месяцы:

Нисан

Тишре

Ияр

Хешван

Сиван

Кислев

Тамуз

Тевет

Ав

Шват

Элул

Адар

 

 

Ответы на вопросы по Халахе:

Можно ли заходить в квартиру женщины, если ее мужа нет дома?

К еврейской женщине можно заходить, если ее муж находится в городе, а если нет, следует оставить дверь приоткрытой.

Можно ли оставлять няньку одну с маленькими детьми?

Это не всегда разрешается, зависит от возраста детей и других факторов. В конкретных случаях нужно спрашивать раввина.

Если приехала в гости теща, а жены нет дома, как поступить, чтобы избежать запрета «йихуда»?

Можно оставить дверь открытой.

Поучительные истории, Шутки, Афоризмы:

Если известный вор сам решил раскаяться, мы не принимаем у него компенсацию за то, что он успел наворовать и продать (Хошен Мишпат 366:1). Причина этого закона основана на следующей истории: однажды какой-то вор решил раскаяться. Ему сказала жена: Пустышка! С тебя же тогда  снимут все до последнего пояса. Тогда он передумал и не сделал Тшуву. С тех пор мудрецы сказали, что если вор хочет раскаяться, мы не принимаем у него оплату за ранее ворованное (Бава Кама 94б).

 

Ответы

Предыдущая глава