Еврейский Калейдоскоп. Глава Толдот.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

В каком возрасте женился Йицхак?

40.

В каком возрасте Эйсав продал первородство?

В Торе ничего на этот счет не написано, но согласно Хазаль, это произошло сразу после смерти Авраама, а значит, Эйсаву и Якову было 15 лет.

Какой еврейский судья в диалоге со старейшинами своего города сказал фразу, похожую на выражение из нашей главы?

Ицхак сказал филистимлянам: «Почему вы пришли ко мне? Ведь вы меня ненавидели и отослали меня от себя» (Берешит 26:27). Также в Книге Шофтим (11:7), Йифтах говорит старейшинам Гилада: «Ведь вы возненавидели меня и выгнали меня из дома отца моего, почему же теперь пришли вы ко мне, когда вы в беде».

В каком возрасте женился Эйсав?

Эйсав тоже женился в 40 лет (Берешит 26:34, см. Раши).

Кто была первая женщина, упомянутая в Торе с именем Йехудит? А где еще это имя упоминается в Танахе?

ЙехудитХитейская жена Эйсава. Больше нигде в Библии это имя не упоминается (а апокрифическую книгу «Йехудит» - Юдифь, наши мудрецы не считали аутентичной и не поместили в Библию).

А где в нашей главе упомянуто такое же имя, как имя отца одного из пророков?

Отца Йехудит звали Беэри (áÌÀàÅøÄé) и так же звали отца пророка Хошеа.

Какое выражение из благословений Якова упоминается позже в Торе среди благословений еврейского народа Биламом?

«Кто проклинает тебя — проклят, а кто тебя благословляет — благословен» (27:29). Так же Билам сказал: «Благословляющий тебя благословен, а проклинающий тебя – проклят» (Бемидбар 24:9).

Ответы на вопросы к главе Торы:

Тора сообщает, что похлебка, которой Яков покормил Эйсава была из òãùéí (чечевица). А какие законы связаны с размером среднего зернышка чечевицы?

Как известно, наши мудрецы использовали наиболее популярные виды пищи для халахических размеров (а есть мнение, что эти размеры «Халаха ЛеМоше МиСинай», см. Йерушалми, Пеа 2б, Хагига 4б). В том числе, во многих законах используется размер средней чечевицы (например, в законах нечистоты малых животных – шерацим, и в законах цараат). Один из законов, который относится и сегодня: женщина, которая нашла на нижнем белье или на простыне пятнышко крови размером менее 9 чечевиц, если она ничего не почувствовала, то она не становится нидой (Йоре Деа 190:5). Можно оценивать каждую чечевицу, как ½ см на ½ см, т.е. 9 чечевиц примерно порывают площадь в чуть более 2 см2, немного больше десятицентовой монетки. Причина состоит в том, что такие маленькие  пятна крови могли остаться от раздавленных насекомых, а так как она ничего не почувствовала, то в любом случае из Торы она не нида. (Интересно, что форма чечевиц похожа на контактные линзы, поэтому на современном иврите их называют òãùåú îâò).

Рабби Йосеф Колон пишет (Вопросы и Ответы Махарика, 156, см. также Йоре Деа 240:25), что сын не обязан слушаться отца, если тот запрещает ему жениться на определенной женщине. А какой вопрос на этот псак можно задать из нашей главы?

Автор «Тора Темима» (Рабби Борух Эпштейн, сын автора Арух Ашулхан) спрашивает, как мог Йицхак «повелеть» Якову не брать жену из дочерей Кенаана? Ведь согласно Махарику, Яков не обязан был его слушаться, поэтому Йицхаку следовало бы попросить Якова не жениться на Кенаанейке. Он отвечает, что возможно, если определенная семья никогда не роднится с другой семьей, то у них есть право остановить члена семьи, который хочет с ними породниться. (Наверно этим можно объяснить и обычай Сирийских евреев из Алеппо не родниться с герим, и они фактически изгоняют из общины всех, кто так поступает, хотя, на мой взгляд, сегодня этот обычай приводит больше вреда, чем пользы.) Но возможно, что Йицхак поставил условие, что ради исполнения благословения, которое он дал Якову, тот не должен жениться на Кенаанейке (см. Малбим). И еще мне кажется, что в Торе используется выражение «Йицхак повелел», т.к. он знал, что Яков его обязательно послушается.

Какой национальности были жены Эйсава?

Первые две жены Эйсава были Хитейками, а третья – Йишмаэлитянка. Есть мнения, что позже Эйсав также женился на Хивейской женщине (см. Берешит 36:2 и комментарий Рамбана, и см. ГР”А к Дивре Аямим 1:1:35, но Раши считает, что эта та же самая Хитейка, которая уже была упомянута).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

На какие дни недели может попадать Рош Ходеш Кислев?

На любой, кроме Шаббата.

Какие два месяца иногда имеют два дня Рош Ходеш, а иногда один? А какой из них более часто имеет один день?

Кислев и Тевет. Кислев чаще имеет один день Рош Ходеша, а Тевет чаще имеет два.

Почему в этом году два дня Рош Ходеша и в месяц Кисле, и в Тевет?

Каждый год, подсчитывается, когда будет новая луна месяца Тишре, и по определенным правилам решается, на какой день попадет Рош Ашана. Нередко, Рош Ашана сдвигается на более поздний день, например, чтобы не попасть на среду, пятницу, или воскресенье (иначе Йом Кипур попадет сразу до или после Субботы, или Хошана Рабба на Шаббат). В среднем двенадцатимесячном году, если каждый второй месяц имеет 29 дней, а остальные – по 30, то всего 29*6+30*6=354 дня, и тогда между двумя Рош Ашанами – 4 дня недели (354 по модулю 7 = 4). В прошлом году, Рош Ашана выпал на понедельник, а в следующем году он сдвигается на Шаббат (т.к. на пятницу Рош Ашана не попадает). Чтобы обеспечить пять дней разницы между двумя Рош Ашанами, приходится делать еще один месяц в 30 дней, чтобы всего в году было 355 дней (как гематрия слова ùðä – год). Получается, в этом году три месяца подряд по два дня Рош Ходеша: в Мархешван, Кислев и Тевет.

Ответы на вопросы по Халахе:

До какого времени можно делать Кидуш Левана?

Освящать новую луну разрешено до середины месяца. Ашкеназим подсчитывают точное последнее время каждый месяц: прибавляя к предыдущему новолунью половину среднего лунного месяца (т.е. половину от 29 дней, 12 часов, и 793/1080 часа). Это точное время может оказаться и 14 числа месяца, и 15-ого. Но для Сефардим, Рав Овадия Йосеф разрешает делать Кидуш Левана всю ночь на 15-ое число месяца, неважно, что это может быть немного позже середины лунного месяца. Ашкеназим тоже после факта могут положиться на мнение, что в ночь на 15-ое еще можно делать Кидуш Левана.

Можно ли делать Кидуш Левана в конце ночи после рассвета?

Есть диспут на этот счет (см. Диршу к Мишне Беруре 426:2). Во всяком случае, можно быть мягким, если еще темно и свет луны хорошо виден с земли.

А можно ли делать Кидуш Левана в ночь на Шаббат?

Лехетхила нет, но если это последний (или даже предпоследний день), то можно сделать саму броху Кидуш Левана, не читая дополнительные молитвы. (Разумеется, если человек не помнит Кидуш Левана наизусть, и в этом месте нет эйрува, то можно только сделать Кидуш Левана во дворе, если там можно носить, или, в крайнем случае, прямо из дома, если луна вина через окно, хотя обычно следует делать Кидуш Левана под открытым небом).

Поучения, Афоризмы:

«Не дай, Г-споди, сбыться желаниям нечестивого, не дай осуществиться злым замыслам его, дабы не зазнавались они» (Техилим 140:9). Рабби Ицхак объясняет, что этот стих является молитвой Якова, который просил перед Всевышним: Владыка Мира! Не давай Эйсаву желаний его сердца; не дай осуществиться злым замыслам его. Это относится к Гермамии Эдома, потому что если они выйдут [на войну], они уничтожат мир (Мегила 6а, согласно некоторым комментаторам, под Гермамией здесь имеется в виду Германия, которая действительно привела мир на грань пропасти, особенно если немецкие ученые сделали бы атомную бомбу первыми, но этого не произошло, в том числе потому, что основные ученые атомщики были евреями, некоторые в Германии даже называли атомную физику «еврейской»).

Предыдущая глава